Новое в педагогике » Специальная педагогика и специальная психология » Причины и условия деформации личностного развития ребенка

Причины и условия деформации личностного развития ребенка

Страница 9

Притягательной силой обладает не только то, что не было раз­решено, но и то, что было невозможно. Внутренне присущее чело-.1 веку желание «проникнуть в глубины своего социального и при­родного бытия», чтобы вырваться из тех рамок, в которые он «загнан», по мысли Фромма, играет важную роль. Эта потреб­ность может быть удовлетворена разными способами - через сози­дание или через разрушение.

Человеческий организм нуждается не только в некотором мини­мальном отдыхе, но и в некотором количестве волнения (возбужде­ния). Отечественные психологи (Л.С.Выготский, Л. И. Божович, М.И.Лисина) показали, что потребность ребенка в общении, во впечатлениях является базовой для развития других социальных потребностей ребенка.

Способы и приемы стимулирования возбуждения могут быть раз­ными. Э.Фромм называет простые стимулы и сложные, вдохновляющие. Источниками вдохновения могут стать природа, музыка, литература, встреча с интересным и любимым человеком, удач­ные стихи. Каждый из этих объектов порождает сложные эмоции, ] которые вызывают сопереживание. Простые стимулы вызывают влечение. Вдохновляющий же стимул вызывает у человека актив­ный интерес к «своему объекту», стремление открывать в нем все грани. Да и сам человек перестает быть пассивным объектом, на который воздействует раздражитель и который «пляшет под чужую дудку». Он проявляет себя, свои способности, творче­скую активность. Вдохновляющие стимулы действуют совсем по-другому. Они никогда не остаются теми же самыми, они постоянно изменяются, поскольку вызывают творческую реакцию, и поэтому всегда воспринимаются «как в первый день творения». Человек сам его одухотворяет и видит каждый раз в новом свете, поскольку от­крывает в нем все новые грани. Между человеком и стимулом воз­никают отношения взаимодействия, здесь нет механического од­ностороннего воздействия по типу «стимул - реакция». Такое со­стояние могут вызывать многие произведения искусства (музыка, литература, живопись), другие люди, природа и пр.

Простые и сложные стимулы играют важную роль при обуче­нии, подчеркивает Э. Фромм. Если ученик, занимая позицию иссле­дователя, проникает в глубь вещей, вскрывает их причины, делает открытия, то такой процесс обучения становится условием его че­ловеческого роста. Если же учеба сводится к усвоению стандарт­ного набора учебно-воспитательной информации, то это больше похоже «на формирование условных рефлексов», что связано с про­стым стимулированием и опирается на потребность индивида в успехе, надежности и одобрении. Простые стимулы: накопительст­во, деструктивность, секс - воспроизводят средства массовой ин­формации, реклама, потребительский рынок.

Важное отличие простых стимулов от сложных состоит в том, что простые стимулы вызывают «чувство пресыщения», человек испытывает чувство желания (охоты, зуда), удовлетворения и из­бавления, когда наступает удовлетворение, «ему больше ничего не надо». Сложные же стимулы никогда не вызывают чувства пресы­щения, их никогда не может быть «слишком много». Э. Фромм вы­водит такую закономерность: «чем проще стимул, тем чаще нужно менять его содержание или интенсивность; чем утонченнее стимул, тем дольше он сохраняет свою привлекательность и интерес для воспринимающего субъекта и тем реже он нуждается в переменах».

Характер стимулирования, замечает психолог, - один из мно­гих факторов, обусловливающих жестокость и деструктивность, Оказывается, у человека более сильное возбуждение вызывают гнев, бешенство, жестокость или жажда разрушения, чем любовь, творчество или другой продуктивный интерес. Первый вид вол­нения не требует от человека никаких усилий: ни терпения, ни Дисциплины, ни критического мышления, ни самоограничения; для этого не надо учиться концентрировать внимание, бороться со своими сомнительными желаниями. Люди с низким духовным Уровнем стремятся к «простым раздражителям».

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Смотрите также::

Волоконная оптика
Эта тема рассматривается отдельно, как пример применения явления полного отражения света. Пурышева предлагает проделать опыт, схема которого изображена на рисунке и объяснить данное явление. Это вносит разнообразие в изучаемый материал и дает учащимся представление об эксперименте в физике. Рис. 16 ...

Организация повторения изученного материала
В процессе обучения математике важное место отводится организации повторения изученного материала. Необходимость повторения обусловлена задачами обучения, требующими прочного и сознательного овладения ими. Указывая на важность процесса повторения изученного материала, современные исследователи пока ...

Введение понятия прямоугольного треугольника
Треугольником называется фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки. Точки называются вершинами треугольника, а отрезки – сторонами. На рисунке 1 мы видим треугольник с вершинами A, B, C и сторонами AB, AC, CB. Треугольник обозн ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru