Новое в педагогике » Специальная педагогика и специальная психология » Причины и условия деформации личностного развития ребенка

Причины и условия деформации личностного развития ребенка

Страница 16

Слабослышащие (тугоухие) - дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. Различают среди слабослышащих:

детей, обладающих к моменту поступления в школу крайне ограниченной или глубоко недоразвитой речью;

детей, владеющих развернутой речью с небольшими недостатками в её грамматическом построении и ошибками в произношении и письме.

Глухие дети

Термин «глухонемота»- редко употребляемый, показывает зависимость между поражением слуха (глухотой) и отсутствием речи (немотой). Немота следствие глухоты. У глухонемых не наблюдается органических поражений (первичных) речевого аппарата (в периферийном и центральном отделах).

Отсутствие речи - вторичное отклонение и влечет за собой психические отклонения (нарушение зрительного восприятия, логического мышления и других познавательных процессов). Замедленный темп развития глухонемого ребёнка (из-за аномалии с окружающим миром).

Таким образом, частичный периферийный дефект вызывает своеобразное аномальное развитие, характеризующееся не только отсутствием речи, но и интеллектуальным недоразвитием, заметными затруднениями в обучении.

Однако специальные условия обучения стимулируют компенсаторные процессы глухонемых, постепенно сглаживают и выправляют дефекты психического развития, преодолевают «немоту». Глухонемой постепенно перестаёт быть немым, и становится глухим говорящим. Поэтому термин «глухонемой» неприемлем, т.к. не отражает действительность.

Сохраненные анализаторы выполняют компенсаторную функцию для познания окружающей действительности.

Глухой ребенок средства общения и способы находит в мире предметов, действий, рисунков, обращается к вынужденной речи общения - мимико-жестикулярной речи (жестовой речи), основанной на системе жестов, каждый из которых имеет своё значение.

Комплекс образов представленных в сочетании с жестовыми средствами составляет основу развития мышления глухих, не овладевших словесной речью.

Расширяя познавательные возможности глухого ребёнка, словесная речь способствует переходу от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, во многом формирует личность ребёнка, расширяет её социальные возможности.

Устная речь воспринимается слышащими на слух. Глухие используют для этой цели зрение - чтение с губ, т.е. зрительное восприятие речи, по движению речевых органов - эти навыки компенсируют дефекты слуха. Навыки чтения с губ формируются в связи с обучением речи.

Использование остатков слуха играет немаловажную роль и в сочетании с другими анализаторами, способствует усвоению произношению и формированию навыка чтения с губ.

Всевозможные специальные и технические средства, пособия предназначены для использования сохранных анализаторов (виброскоп) преобразует звучащую речь в механические колебания - помогает чтению с губ, работа над произношением (над голосом и ритмом).

Важным условием словесного обучения является желание и потребность глухого ребёнка отказаться от более доступной для него жестовой речи и перейти к высшей форме человеческого общения - устной речи.

В процессе обучения глухих формируются виды речи: письменная, дактильная (ручная азбука). Это компенсаторные виды речи. Этот вид речи в дальнейшем становится вспомогательным средством.

Обучение глухих детей показывает, что, овладевая словесной речью и получая на этой базе общеобразовательные и профессиональные знания, они приобретают возможности дальнейшего развития.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17


Смотрите также::

Восстановление систематического курса истории 1930-е - 1950-е гг
Недостатки исторического образования 1920-х годов стали остро ощущаться, когда социалистическое строительство потребовало воспроизводства многочисленных кадров образованных людей. Новации 1920-х гг.( акцент на трудовую деятельность учащихся школ, политехнический компонент, исследовательский, опытно ...

Системы образования некоторых стран
Нидерланды Вся система голландского образования базируется на главном принципе: свобода образования. Это включает в себя описанные ниже принципы организации школьного образования. Свобода образования, гарантируемая определенной статьей Конституции страны, основывается на свободе учреждения школ, ор ...

Формирование самостоятельной деятельности учащихся
Формирование самостоятельной деятельности учащихся проходит несколько уровней. Следовательно, описание предложенной выше модели надо вести на каждом конкретном уровне отдельно. В педагогической литературе выделяются четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся: 1. Копирующие действия учащихс ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru