Новое в педагогике » Специальная педагогика и специальная психология » Причины и условия деформации личностного развития ребенка

Причины и условия деформации личностного развития ребенка

Страница 10

Однако дело не только в стимуле, отмечает Фромм, но и в «сти­мулируемом» индивиде. Душевная лень, страхи, комплексы вряд ли помогут воспринять тонкую поэзию или высокую идею. Во­одушевляющий стимул нуждается в «понимающем» индивиде, т. е. тонко чувствующем человеке. Но с другой стороны, человек с богатой внутренней жизнью сам по себе активен и не нуждается в обоих стимулах, поскольку сам ставит себе цели и задачи.

Эта разница очень заметна в детях. До определенного возраста они настолько активны и продуктивны, что постоянно находят себе «стимулы», «создают» их себе. Но уже в 6 лет все меняется, дети начинают приспосабливаться, утрачивают свою непосредствен­ность и нуждаются в стимулировании, которое позволяет им пассивно реагировать.

В социальных условиях жизни человека, по убеждению Э. Фром­ма, кроются причины патологий, нарушений развития. Уже такие обстоятельства среды, как питание, «тепло и нежность» при вос­питании ребенка, внимание и количество поощрений, свобода пе­редвижения и возможность самовыражения в игре и других фор­мах общения, оказывают прямое воздействие на рост мозга, услож­нение строения коры больших полушарий. Для нормального рос- а та человека, развития у него синдрома жизнелюбия необходимы специальные условия, при отсутствии которых человек превраща­ется в ограниченное существо с «синдромом враждебного отноше­ния к жизни». Отношения между личностью и окружающим ее миром неоднозначны и очень сложны. Индивидуальный характер определяется индивидуальными факторами: задатками и способ­ностями, обстановкой в семье, целым рядом важных событий в жизни индивида. Факторы окружающей среды сложны и играют огромную роль в формировании личности.

Эмоциональный контакт с близкими людьми - источник полноценного развития ребенка

Важнейшим элементом среды, определяющим характер развития человека, выступает свобода. Это очень сложное явление, которое в психологии и педагогике до недавнего времени никак не рассматривалось. Потребность в свободе специалисты называют одной из исходных человеческих потребностей. На обыденном языке свобода предполагает ослабление управления, контроля и давления и пре­доставление человеку ответственности за свой выбор, возможности реализовать свою целостность, творческий потенциал. Обстоятель­ства, которые создают для ребенка (или взрослого) ощущение бес­силия, пустоты и беспомощности, способствуют развитию у него жестокости и садизма. К таким обстоятельствам Фромм относит все, что вызывает страх. Это может быть «авторитарное» наказание. Это такой вид наказания, который «не имеет строго фиксированной формы» и не связан с тем или иным проступком, а произвольно определяется по усмотрению «власть имущего». В зависимости от индивидуальных особенностей страх перед наказание может стать доминирующим мотивом в жизни ребенка, что приво­дит к утрате им чувства собственного достоинства.

Другое важное обстоятельство, приводящее к утрате жизненных сил, может быть связано с ситуацией душевного обнищания. Когда ребенок живет в безрадостной атмосфере черствости и душевной глухоты, он внутренне «замерзает». Отсутствие эмоционального тепла, участия, любви вызывает чувство отчаяния и полного бес­силия, которое может стать причиной его жестокости.

Немаловажным фактором, вызывающим нарушения личностно­го развития, являются характер, ценности, нормы, ориентиры, смыс­лы той социальной группы, частью которой является ребенок. Соци­альная группа (семья, школа) может усиливать те черты и формы поведения, которые ей соответствуют, и ослаблять нежелательные.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Смотрите также::

Воображение и творчество
Воображение неразрывно связано с творчеством в той или иной степени проявления последнего. Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Без богатого воображения любая творческая деятельность человека была бы невозможной ...

Взгляды на воспитание джентльмена в письмах Ф. Честерфилда
В XVIII—XIX вв. огромной популярностью пользовалась книга Ф. Честерфилда "Письма к сыну", не предназначавшаяся автором к печати и изданная после смерти автора. Филипп Стэнхоп, граф Честерфилд, был государственным деятелем, философом, историком, оратором, публицистом. От случайной связи с ...

Рекомендации по совершенствованию способности студентов к творческому саморазвитию
В зависимости от выявленных показателей творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения строится система формирования потребности использовать средства инфокоммуникационных технологий для творческого саморазвития. К основным составляющим компонентам формирования потребности можно от ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edumask.ru