Новое в педагогике » Технология коррекции интонации у дошкольников с патологией опорно-двигательного аппарата » Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией

Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией

Методические рекомендации разработаны с учетом особенностей работы логопеда в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Следует отметить, что в детском саду №12 "Ромашка" компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата сложилась своя система работы по организации речевой деятельности. (Опыт работы учителей - логопедов ДОУ занесен в банк данных Вологодской области).

Работа логопеда в ДОУ имеет свои особенности в силу специфики организации коррекционно-развивающего процесса с детьми, имеющими двигательную патологию.

Особенности работы логопеда заключаются в следующем:

Комплектование групп происходит по возрастному признаку без учета медицинского диагноза и речевого нарушения. (Одну группу посещают дети с разными речевыми нарушениями - ФФН, ОНР разных уровней, заикание, и т.п.).

Основной формой организации детей являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Работа строится на диагностической основе.

Речевые задачи решаются с учетом особенностей ортопедического режима через оптимальное распределение речевого материала в течение дня.

Организация работы логопеда с подгруппами носит вариативный характер, так как формирование подгрупп по ортопедическому и речевому нарушению не совпадают.

Результативность работы логопеда осложняется прерыванием работы с детьми из-за отсутствия их в ДОУ длительный период (оперативное лечение, домашний режим, санатории, лечение в реабилитационном центре).

Трудность в реализации поставленных коррекционных задач заключается в отсутствии методических рекомендаций и опыта работы по организации логопедической деятельности в условиях ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи даны с учетом особенностей работы логопеда в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В одной возрастной группе могут находиться дети с разным речевым нарушением. Так как коррекционная работа проводится с учетом речевого диагноза, то формирование просодической стороны речи также зависит от речевого диагноза данной подгруппы. Целенаправленное обучение детей владению средствами устной речи проходит на специально организованных занятиях логопеда в комплексе с той программой коррекционной работы, которая предусматривается при том или ином нарушении речи. При этом наибольшее внимание уделяется работе над тем компонентом просодики, который чаще всего нарушается при каком-либо речевом диагнозе. Так, например, при заикании страдает темпо-ритмическая организация речи. Значит, при построении коррекционной работы по формированию просодической стороны речи у заикающихся наибольший акцент делается на работу над темпо-ритмической организацией речи.

Работу, направленную на развитие просодической стороны речи следует строить на основе принципов:

доступности;

последовательности;

систематичности;

целостности;

комплексности;

концентричности подачи материала.

Формирование просодической стороны речи должно осуществляться в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.) и проводиться на любых логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации, автоматизации звуков и т.д.

Формирование просодической стороны речи должно проходить через все виды деятельности детей в детском саду: на всех занятиях логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных, а также включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. Не должна заканчиваться эта работа даже тогда, когда ребенок уходит домой. Там эту работу продолжают родители, следуя рекомендациям логопеда.


Смотрите также::

Анализ учебников Г. В. Дорофеева, Л. Г. Петерсон «Математика-5», «Математика-6» с точки зрения наличия задач для формирования умений, характерных для математического моделирования
Известно, что процесс мате­матического моделирования осуществляется в три этапа: 1) формали­зация; 2) решение внутри модели; 3) интерпрета­ция. Следует отметить, что в школе больше внимания уделяется работе над вторым этапом моделирования, в то время как форма­лизация и интерпретация остаются недос ...

Теоретическая основа развития диалогической речи дошкольников
Речь является важным средством самовыражения ребенка. С этой точки зрения особое значение имеет диалогическая речь, как форма развития речи, способствующая социализации дошкольника, развитию коммуникативных качеств его личности. Диалогическая речь обеспечивает эффективность коммуникации, способству ...

Речь, её особенности. Процессы речи
Для психологии представляет интерес, прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т.д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство психологов: ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru