Новое в педагогике » Теоретико-практический анализ структуры речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией » Диагностика грамматического строя языка детей со стертой дизартрией

Диагностика грамматического строя языка детей со стертой дизартрией

Страница 1

Исследование состояния сформированности грамматического строя языка является диагностическим у детей со стертой дизартрией в плане установления общего недоразвития речи.

Целью исследования является установление уровня сформированности синтаксического и морфологического оформления высказывания.

Предлагаемая система обследования грамматического строя речи сочетает традиционные для логопедии приемы обследования с некоторыми нейропсихологическими методами.

Программа обследования грамматического строя речи

I. Обследование синтаксического оформления высказывания. (Выявление структурных аграмматизмов.)

Повторение предложений.

Составление простой модели предложений по картинкам. (Подлежащее + сказуемое + простое дополнение.)

3. Составление сложной модели предложений по картинкам с простыми и сложными предлогами.

Составление предложений повышенной сложности с прямым и косвенным дополнением.

Составление предложений из слов в начальной форме.

Верификация предложений.

Дополнение предложения предлогами.

8. Завершение союзного предложения словосочетанием.

9. Составление сложного предложения по двум картинкам с использованием союзов.

II. Управление. (Выявление морфемных аграмматизмов.)

Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных.

Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо.

Родительный падеж с предлогами для обозначения места.

Дательный падеж с предлогами для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения.

5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица.

Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта.

Винительный падеж с предлогами для обозначения места.

Творительный падеж для обозначения орудийности.

Творительный падеж с предлогами для обозначения места, совместности.

10. Предложный падеж для обозначения места и объекта.

III. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.

Именительный падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Винительный падеж.

Творительный падеж.

Предложный падеж.

IV. Согласование глагола с именем существительным, с местоимением.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

Изменение числа глагола.

Согласование глагола и местоимения в настоящем времени. Согласование имени существительного с притяжательным местоимением. Составление словосочетаний. Составление предложений.

V. Согласование имени существительного и числительного. Именительный падеж. Родительный падеж.

I. Обследование синтаксического оформления высказывания. (Выявление структурных аграмматизмов.)

1. Повторение предложений.

Материал: устное восприятие предложений, которые читаются 1–2 раза.

Инструкция: «Повтори за логопедом»

В саду было много красных яблок.

Ранней весной затопило весь наш луг.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Коля сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Критерии оценки за грамматическое структурирование всех заданий: 4 балла – правильное выполнение; 3 балла – неправильный порядок слов, пропуск одного-двух членов предложения; 2 балла – негрубые аграмматизмы, параграмматизмы, пропуск более двух членов предложения; 1 балл – грубые аграмматизмы, существенное упрощение синтаксической схемы предложения, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов, 0 баллов – отказ от выполнения.

2. Составление предложений по картинкам. (Предложения простой модели: подлежащее + сказуемое + простое дополнение.)

Материал: сюжетные картинки.

Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение».

Девочка моет руки. Мальчик режет хлеб. Мальчик забивает гвоздь. Дети лепят снеговика. Кошка лакает молоко.

3. Составление предложений по картинкам. (Предложения сложной модели: с простыми и сложными предлогами.)

Материал: сюжетные картинки.

Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение».

Мальчик играет в мяч (в футбол). Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя). Мальчик лезет через забор. Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи). Няня стелет коврик около кровати (достает из-под кровати).

4. Составление предложений по картинкам. (Предложения повышенной сложности, модели сложного предложения с прямым и косвенным дополнением, однородными членами.)

Материал: сюжетные картинки.

Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение».

Мужчина и женщина грузят сено на машину. Школьница пришла навестить свою больную подругу. Мальчик уступает место старушке в трамвае. Врач приглашает больную пройти в кабинет. Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар.

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Трудности усвоения иностранного языка дошкольниками
В дошкольном возрасте возникают специфические трудности усвоения второго языка. У дошкольников пока еще отсутствует действительные и актуальные мотивы овладения вторым языком. Формирование таких мотивов затрудняется в связи с тем, что естественная языковая среда с достаточной силой стимулирует проц ...

Примерные уроки по теме «Прямоугольный треугольник»
В данном параграфе предоставлено четыре примерных урока по теме «Прямоугольного треугольника», которые могут быть использованы при подготовки к урокам как студентами – практикантами, так и учителями. Даны именно эти уроки, потому что они являются самыми базовыми в данной теме. Эти свойства, признак ...

Система профессиональной ориентации молодежи
Для рассмотрения понятия «профессиональной ориентации» необходимо определить круг понятий, так или иначе связанных с профориентацией, и дать им определения. В первую очередь рассмотрим понятие «профессия». Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина: 1) область приложения си ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru