Новое в педагогике » Теоретико-практический анализ структуры речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией » Диагностика грамматического строя языка детей со стертой дизартрией

Диагностика грамматического строя языка детей со стертой дизартрией

Страница 2

5. Составление предложений из слов в начальной форме.

Материал: слова.

Инструкция: «Логопед назовет слова, а ты составь из них предложение». Доктор, лечить, дети. Сидеть, синичка, на, ветка. Груша, бабушка, внучка, давать. Миша, собака, небольшая, бросить, косточка. Петя, купит, шар, мама, красный. Слова предъявляются до первого ответа.

Примечание: Это сложные задания, которые требуют не только правильного грамматического структурирования, но и построения верной смысловой программы. При их выполнении возможны пропуск и замена слов, смысловые и грамматические ошибки, нарушение порядка слов в предложении.

6. Верификация предложений.

Материал: деформированные предложения.

Инструкция: «Логопед будет читать предложение, если ты заметишь ошибку, то исправь ее».

Собака вышла в будку. По морю плывут корабль. Дом нарисован мальчик. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.

Примечание: Ошибки, которые подлежат исправлению, могут быть как грамматическими, так и смысловыми.

7. Дополнение предложения предлогами.

Материал: предложения с пропущенными предлогами.

Инструкция: «Послушай предложение, в котором пропущено маленькое слово, вставь пропущенное маленькое слово».

Лена наливает чай… чашки. Птенец выпал… гнезда. Щенок спрятался… крыльцом. Деревья шумят… ветра. Пес сидит… конуре.

8. Завершение союзного предложения словосочетанием.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображено несколько действий.

Инструкция: «Закончи предложение».

Мальчик промочил ноги, потому что… (ходил по лужам). Школьника одевает бабушка, хотя … (он уже большой). Поезд остановился, потому что… (горит красный семафор). Девочка надевает плащ, потому что … (идёт дождь)

9. Составление сложного предложения по двум картинкам с использованием союзов.

Материал: парные картинки с изображением разных событий.

Инструкция: «Рассмотрим две картинки и составь по ним одно предложение. Например: Первая картинка «Пришла осень», вторая картинка «Птицы летят на юг». Составляем одно предложение: Наступила осень и птицы улетают на юг».

Мальчики читают… Девочки рисуют.

Дети пошли в лес… В лесу выросли грибы.

Началась метель… Пограничник стоит на посту.

Дети покупают ёлочные игрушки… Дети наряжают ёлку.

Приведенные выше девять заданий многофункциональны. Выполняя их, дети могут допускать не только синтаксические, но и смысловые и лексические ошибки. Оценка ответов детей может производиться по разным критериям:

грамматическое оформление;

лексическое оформление;

смысловая адекватность;

наличие ошибок, обусловленных трудностями звуко-слоговой стороны речи.

Такая всесторонняя оценка может либо использоваться, либо нет, в зависимости от целей обследования. При необходимости можно ограничиться только оценкой одного вида, непосредственно связанной с синтаксисом.

При обследовании грамматического строя речи выявляют не только умение строить разные типы предложений, но и характер связи и отношения между словами в предложении. При обследовании выявляют характер структурного и морфемного аграмматизма. Выявленные ошибки анализируются. Для выявления умения ребенка правильно связывать слова в предложении обследуют возможность выражение грамматических отношений управления.

II. Управление. (Выявление морфемных аграмматизмов.)

Для передачи правильной связи слов в предложении ребенок должен овладеть грамматическим отношением управления (падежное и предложное управление), предлагаются задания на выявление умения употреблять имена существительные в единственном и множественном числе в разных падежах. Это падежное управление. В нашем варианте обследования это задания:

№1. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных;

№2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо;

№5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица;

№6. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта;

№8. Творительный падеж для обозначения орудийности.

Кроме падежного управления, обследуется возможность предложного управления, т.е. использований предлогов и адекватного им падежного окончания существительных. В нашем варианте обследования это задания:

№3. Родительный падеж с предлогами у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо для обозначения места;

№4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения;

№7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за для обозначения места;

№9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, над для

обозначения места, совместности.

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Основы некоторых успешных стратегий
Финляндия: сохранение традиций (общины, народные школы, неформальный, но практически ориентированный подход, индивидуальные контракты с учителями). Ирландия: образование – сфера инвестиций. Сильная практическая ориентированность высшего образования, и среднее образование – как этап подготовки к нем ...

Современные образовательные технологии на уроках
Современные образовательные технологии на уроках в школах применяются с учетом последних тенденций в образовании. Многие педагоги отмечают, что использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках по различным предметам позволяет существенно повысить восприятие материала урок ...

Работа с научной литературой
Изучение литературы по теме исследования – следующий после выбора темы этап работы; его основная цель – получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно и для ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru