Новое в педагогике » Теоретико-практический анализ структуры речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией » Диагностика грамматического строя языка детей со стертой дизартрией

Диагностика грамматического строя языка детей со стертой дизартрией

Страница 3

№10. Предложный падеж для обозначения места и объекта: в, на, о.

Исследуется употребление имен существительных и разных падежах в единственном и множественном числе. Обследование проводится на материале сюжетных картинок, вопросов, слов, предъявляемых в исходной форме, предметных картинок с изображением одного и нескольких предметов.

1. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных.

Инструкция: «Посмотри на картинки. У логопеда изображен один предмет, а у тебя много. Логопед назовет один предмет, а ты назови когда их много».

Коза – … козы Муравей – … муравьи

Чашка – … чашки Лоб – … лбы

Поезд – … поезда Котёнок – … котята

Лист – … листья Друг – … друзья

Критерии оценки (для всех заданий): 4 балла – правильное выполнение задания; 3 балла – отмечаются лишь единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно; 2 балла – небольшая часть задания выполняется с ошибки, которые исправляются после стимулирующей помощи; 1 балл – большая часть задания выполняется с ошибками которые исправляются после подсказки; 0 баллов – большая часть задания выполняется с ошибками, которые не исправляются после помощи.

2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо.

Инструкция: «Логопед покажет рукой твою картинку, где изображен один предмет или несколько, а ты скажи, чего у логопеда нет».

Стол – … нет стола. Столы – … нет столов.

Стул – … нет стула. Стулья – … нет стульев.

Нос – … нет носа. Носы – … нет носов.

Окно – … нет окна. Окна – …нет окон.

Ухо – …нет уха. Уши – … нет ушей.

3. Родительный падеж с предлогами для обозначения места (у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо).

Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке».

Откуда вылезает собака?… Из конуры.

Где стоит миска?… Около конуры.

Откуда слетел петух?… С крыши конуры.

Откуда вышла курица?… Из-за конуры.

Откуда собака достала кость?… Из-под конуры.

4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения.

Инструкция: «Ответь на вопросы».

К кому пришел врач?… к маме. Где едут машины?… по дороге. Где плывет пароход?… по морю. Куда подъехал автобус?… к остановке

5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица.

Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке: кому принесли еду?»

Кошка – кошке – кошкам. Заяц – зайцу – зайцам. Лошадь – лошади – лошадям. Утка – утке – уткам. Собака – собаке – собакам.

6. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта.

Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь, кого (что) ты видишь?»

Слон – слона – слонов. Медведь – медведя – медведей. Озеро – озеро – озёра. Белка – белку – белок. Зеркало – зеркало – зеркала. Ёж – ежа – ежей. Дом – дом – дома.

7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за для обозначения места.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: куда?»

Куда укатился мяч?… под диван.

Куда положили мяч?… на диван.

Куда закатился мяч?… за диван.

Куда забили мяч?… в ворота.

8. Творительный падеж для обозначения орудийности.

Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь: чем?»

Чем гладят?… Чем пишут?…

Чем ловят рыбу?… Чем подметают пол?…

Чем режут хлеб?… Чем чистят зубы?…

9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, на для обозначения места, совместности.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где?… с кем?… с чем?…»

Единственное число Множественное число

Где растет гриб?… под ёлкой. Где растут грибы?…под ёлками.

Где спряталась девочка?…за дерево Где спрятались девочки?…за деревьями.

Где висит лампа?… над столом. Где висят лампы?… над столами.

С кем играет мальчик?…с собакой. С кем играют мальчики? с собаками.

С чем играет девочка?… с куклой. С чем играют девочки?… с куклами.

С чем едят суп?… с хлебом. С чем испекли пирог?… с грибами.

10. Предложный падеж для обозначения места и объекта.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где?… о чем?…»

Где стоит ваза?… на столе. Где плавают рыбки?… в аквариуме.

Где лежат книги?… на полке. О чём мечтает девочка?… о кукле. О чём мечтает мальчик?… о мяче.

III. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.

Предлагаются задания на выявление согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.

1. Именительный падеж.

Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи: какой предмет нарисован? Какие предметы нарисованы?»

Единственное число Множественное число

женский род

Синяя лента Жёлтые ленты

Красная сумка Чёрные сумки

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Функции и цели обучения математическому моделированию в школе
Терешин Н. А. выделяет следующие дидактические функции ма­тематического моделирования: Познавательная функция. Методической целью этой функции является формирование познавательного образа изучаемого объек­та. Это формирование происходит постоянно при переходе от просто­го к сложному. Здесь мысль уч ...

Становление и развитие теоретических знаний в истории православной педагогической культуры России
Приняв Крещение, русский народ получил богатейшую литературу, и прежде всего Библию. В большинстве православных семей России принято было ежедневно читать Евангелие, а Псалтырь знали наизусть, она была практически настольной книгой наших предков. Читая их, человек Древней Руси постигал сущность хри ...

Структура процесса
Как говорил Е.А. Аркин, действительная сущность воспитания заключается в создании новых ценных качеств на основе того, что есть в ребенке сильного, здорового, прекрасного, а истинная сущность ребенка заключается в его способности, возможности, стремлении стать лучше, сильнее, совершеннее. И как час ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edumask.ru