Новое в педагогике » Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения » Система работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения

Система работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения

Страница 5

Рис. 2 - Сравнительный анализ констатирующего и итогового эксперимента по определению уровня развития речи

По данным исследования установлено, что работа, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения эффективна.

В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Рассмотрим данные виды речевой деятельности подробнее.

Речь внутренняя – различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации.

Выделяют три основных типа внутренней речи:

- внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;

- собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи:

- внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.

В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.

Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях - типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями.

В зависимости от уровня поражения речевой системы речевые нарушения делятся на следующие формы:

- афазия - распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон;

- алалия - системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде;

- дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. К нарушениям фонационного оформления высказывания относятся:

- дисфония (афония) - расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата; дисфония проявляется в нарушениях силы, высоты и тембра голоса;

- брадилалия - патологически замедленный темп речи, проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы;

- тахилалия - патологически ускоренный темп речи, проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы;

- заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

- дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (синонимы: дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).

При коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста важно:

- дать учащимся мотивационную установку;

- проводить коррекцию звукопроизношения;

- развивать фонематический анализ и синтез;

- применять лексико-грамматические упражнения;

- развивать связную речь, неречевые процессы, мелкую моторику, рефлексивный анализ.

Исследование проводилось в несколько этапов констатирующий и итоговый эксперимент, система работы, направленная на коррекцию речевых нарушений детей младшего школьного возраста.

На констатирующем этапе мы определяли исходное состояние изучаемого явления, а именно уровень нарушения и развития речи, детей школьников.

Осуществляя констатирующий этап эксперимента для определения уровня развития речи учащихся, школьникам было дано задание распределить предложения в их логической последовательности.

Далее предложили школьникам рассказать о том, что у них получилось. Следующим этапом нашего исследования является реализация системы разработанных нами уроков русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, направленных на коррекцию речевых нарушений младших школьников, а также выполнение учащимися устных и письменных упражнений, направленных на развитие речи, в группе продлённого дня.

Особенностями нашей работы является то, что мы комбинировали работу по коррекции речевых нарушений младших школьников. Это значит, что наряду с работой, осуществляемой на уроках русского языка, литературного чтения, логопедом проводится корригирующая работа по коррекции речевых нарушений детей в процессе учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Определение эффективности методики развития мелкой моторики на контрольном этапе эксперимента
На контрольном этапе экспериментального исследования мы использовали такой же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Результаты контрольного этапа мы занесли в таблицы 2.3 – 2.5. Таблица 2.3 Состояние развития мелкой моторики у детей на контрольном этапе экспериментального исследо ...

Анализ проблемы формирования профессиональных умений и навыков
Проблема формирования умений и навыков неразрывно связывалась с вопросом об автоматизации человеческого действия, рассматриваемой двоя-ко: с одной стороны, как феномен конечной стадии формирования нового действия, на которой человек достигает совершенства его исполнения, с дру-гой — как важнейшее с ...

Восстановление систематического курса истории 1930-е - 1950-е гг
Недостатки исторического образования 1920-х годов стали остро ощущаться, когда социалистическое строительство потребовало воспроизводства многочисленных кадров образованных людей. Новации 1920-х гг.( акцент на трудовую деятельность учащихся школ, политехнический компонент, исследовательский, опытно ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru