Рис. 2 - Сравнительный анализ констатирующего и итогового эксперимента по определению уровня развития речи
По данным исследования установлено, что работа, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения эффективна.
В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Рассмотрим данные виды речевой деятельности подробнее.
Речь внутренняя – различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации.
Выделяют три основных типа внутренней речи:
- внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;
- собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи:
- внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.
В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.
Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях - типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями.
В зависимости от уровня поражения речевой системы речевые нарушения делятся на следующие формы:
- афазия - распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон;
- алалия - системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде;
- дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. К нарушениям фонационного оформления высказывания относятся:
- дисфония (афония) - расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата; дисфония проявляется в нарушениях силы, высоты и тембра голоса;
- брадилалия - патологически замедленный темп речи, проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы;
- тахилалия - патологически ускоренный темп речи, проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы;
- заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
- дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (синонимы: дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).
При коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста важно:
- дать учащимся мотивационную установку;
- проводить коррекцию звукопроизношения;
- развивать фонематический анализ и синтез;
- применять лексико-грамматические упражнения;
- развивать связную речь, неречевые процессы, мелкую моторику, рефлексивный анализ.
Исследование проводилось в несколько этапов констатирующий и итоговый эксперимент, система работы, направленная на коррекцию речевых нарушений детей младшего школьного возраста.
На констатирующем этапе мы определяли исходное состояние изучаемого явления, а именно уровень нарушения и развития речи, детей школьников.
Осуществляя констатирующий этап эксперимента для определения уровня развития речи учащихся, школьникам было дано задание распределить предложения в их логической последовательности.
Далее предложили школьникам рассказать о том, что у них получилось. Следующим этапом нашего исследования является реализация системы разработанных нами уроков русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, направленных на коррекцию речевых нарушений младших школьников, а также выполнение учащимися устных и письменных упражнений, направленных на развитие речи, в группе продлённого дня.
Особенностями нашей работы является то, что мы комбинировали работу по коррекции речевых нарушений младших школьников. Это значит, что наряду с работой, осуществляемой на уроках русского языка, литературного чтения, логопедом проводится корригирующая работа по коррекции речевых нарушений детей в процессе учебной деятельности.
Смотрите также::
Сотрудничество с семьями воспитанников как условие
формирования представлений об экологической культуре у детей
Формирование представлений об экологической культуре, напоминает Н.А. Бирюкова - сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи и образовательного учреждения, особенно на начальных этапах становления и развития экологической культуры ребёнка. Приступая к работе с с ...
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип доступности и индивидуализации называют также принципом учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же— необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенност ...
Опрос – как важнейшее звено текущего контроля в 8 классах
Насколько важен опрос на уроке при текущем контроле знаний и умений учащихся? Некоторые учителя предлагают резко сократить опрос, ограничиваясь итоговым опрашиванием. Но что, же в этом случае произойдет? При редком опрашивании ученики перестают готовиться к урокам. Не спрашивают, а зачем готовиться ...