Новое в педагогике » Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения

Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения

Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь - особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие - полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Однако всё чаще в образовательное учреждение поступают дети с речевыми нарушениями: алалией, афазией, дизартрией, дисфонией, брадилалией, тахилалией, заиканием, ринолалией, дислалией, дисграфией. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок.

Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании. Нарушения речи могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем.

В процессе обучения учащийся начальной школы с речевыми нарушениями испытывают трудности, которые проявляются в полном или частичном отсутствии речи, частичным отсутствием речи, вызванным поражением мышц или нервов, участвующих в произношении.

Младшие школьники с речевыми нарушениями обучаются в классах коррекционно- развивающего обучения поэтому необходимо говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения речью.

Речевые нарушения у младших школьников встречаются как в устной так и в письменной речи.

Так в устной речи учащихся встречаются такие нарушения: ухудшаются произношение, речевой слух и способность усваивать грамматические правила родного языка, резко уменьшается словарный запас полное или частичное отсутствие речи, отсутствие речи, вызванное поражением мышц или нервов, участвующих в произношении. резко уменьшается словарный запас ребенок плохо понимает обращенную к нему речь, в результате нарушается формирование собственной речи, ухудшается память и умение концентрировать внимание.

Вопросы, связанные с речевыми нарушениями детей младшего школьного возраста рассматривали Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, Л.Ф. Спирова, М.Е. Хватцева.

Проблема исследования заключается в выявлении речевых нарушений учащихся начальных классах и определении путей их коррекции в процессе обучения.

Цель исследования: теоретически обосновать речевые нарушения учащихся начальных классах и определить пути их коррекции в процессе обучения и апробация системы работы, способствующей коррекции речевых нарушений.

Объект исследования: процесс коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: система уроков, способствующих коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста.

Задачи:

Дать характеристику речи как одна из сложных высших психических функций;

Определить основные речевые нарушения, встречающихся в младшем школьном возрасте;

Выявить пути коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста;

Создать и апробировать систему уроков, направленную на коррекцию речевых нарушений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Методы исследования:

общетеоретические (анализ литературных источников по теме исследования, обобщение и анализ теоретических положений);

эмпирические (наблюдение, эксперимент);

математические (метод математической статистики).

Этапы исследования. I этап- сентябрь- декабрь 2011 года- оформление теории. II этап- январь – февраль- организация и проведение эксперимента, III этап- март- апрель- оформление квалификационной работы.


Смотрите также::

Условия выбора метода обучения
Многообразие методов обучения, их постепенное совершенствование ставит перед учителем сложный вопрос: какие методы использовать на данном конкретном уроке? Большое значение при выборе метода обучения имеет глубокое понимание учителем целей и задач советской школы. "Цель, — писала Н. К. Крупска ...

О личности Кандинского
Вполне логично будет начать с рассказа о личности нашего героя, Василия Васильевича Кандинского. В данном случае именно его пример был выбран автором этой работы далеко не просто так. Давайте обратимся к первичной информации об этом человеке, которую мы получим почти из любого справочника: "Ва ...

Психологические основы методики обучения чтению
Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые в определенной степени различаются по психологическому содержанию. Егоров Т. Г. выделял следующие ступени овладения чтением: а) овладение звукобуквенными обозначениями; б) послоговое чтение; в) ступень становления синтетич ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru