Новое в педагогике » Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения

Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения

Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь - особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие - полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Однако всё чаще в образовательное учреждение поступают дети с речевыми нарушениями: алалией, афазией, дизартрией, дисфонией, брадилалией, тахилалией, заиканием, ринолалией, дислалией, дисграфией. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок.

Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании. Нарушения речи могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем.

В процессе обучения учащийся начальной школы с речевыми нарушениями испытывают трудности, которые проявляются в полном или частичном отсутствии речи, частичным отсутствием речи, вызванным поражением мышц или нервов, участвующих в произношении.

Младшие школьники с речевыми нарушениями обучаются в классах коррекционно- развивающего обучения поэтому необходимо говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения речью.

Речевые нарушения у младших школьников встречаются как в устной так и в письменной речи.

Так в устной речи учащихся встречаются такие нарушения: ухудшаются произношение, речевой слух и способность усваивать грамматические правила родного языка, резко уменьшается словарный запас полное или частичное отсутствие речи, отсутствие речи, вызванное поражением мышц или нервов, участвующих в произношении. резко уменьшается словарный запас ребенок плохо понимает обращенную к нему речь, в результате нарушается формирование собственной речи, ухудшается память и умение концентрировать внимание.

Вопросы, связанные с речевыми нарушениями детей младшего школьного возраста рассматривали Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, Л.Ф. Спирова, М.Е. Хватцева.

Проблема исследования заключается в выявлении речевых нарушений учащихся начальных классах и определении путей их коррекции в процессе обучения.

Цель исследования: теоретически обосновать речевые нарушения учащихся начальных классах и определить пути их коррекции в процессе обучения и апробация системы работы, способствующей коррекции речевых нарушений.

Объект исследования: процесс коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: система уроков, способствующих коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста.

Задачи:

Дать характеристику речи как одна из сложных высших психических функций;

Определить основные речевые нарушения, встречающихся в младшем школьном возрасте;

Выявить пути коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста;

Создать и апробировать систему уроков, направленную на коррекцию речевых нарушений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Методы исследования:

общетеоретические (анализ литературных источников по теме исследования, обобщение и анализ теоретических положений);

эмпирические (наблюдение, эксперимент);

математические (метод математической статистики).

Этапы исследования. I этап- сентябрь- декабрь 2011 года- оформление теории. II этап- январь – февраль- организация и проведение эксперимента, III этап- март- апрель- оформление квалификационной работы.


Смотрите также::

Использование методики развития мелкой моторики на формирующем этапе эксперимента
Результаты констатирующего эксперимента определили задачи, содержание и цель формирующего эксперимента, основной целью которого была проверка организационно-педагогической модели и педагогических условий эффективного развития мелкой моторики младших школьников в условиях дополнительной системы обра ...

Нетрадиционные материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности
Под термином «нетрадиционные» подразумеваются материалы, которыми можно заменить в работе обычные, традиционно используемые на занятиях по трудовому обучению материалы. Это может быть, например, различный бросовый материал, снег, репьи, бумажная масса, тесто и т.д. Термин «нетрадиционные материалы» ...

Правила подведения итогов внеклассного мероприятия
Для подведения итогов игры-путешествия из учительского или административного состава определяется жюри, на которое возлагается задача объявлять победителя каждого уровня в процессе игры, а так же подводить итоги для выявления победителя по её окончанию. За победу в уровне, одержавшая её команда пол ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru