Новое в педагогике » Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения

Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения

Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь - особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие - полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Однако всё чаще в образовательное учреждение поступают дети с речевыми нарушениями: алалией, афазией, дизартрией, дисфонией, брадилалией, тахилалией, заиканием, ринолалией, дислалией, дисграфией. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок.

Смарт очки microsoft hololens 2 купить formula-iq.com.

Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании. Нарушения речи могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем.

В процессе обучения учащийся начальной школы с речевыми нарушениями испытывают трудности, которые проявляются в полном или частичном отсутствии речи, частичным отсутствием речи, вызванным поражением мышц или нервов, участвующих в произношении.

Младшие школьники с речевыми нарушениями обучаются в классах коррекционно- развивающего обучения поэтому необходимо говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения речью.

Речевые нарушения у младших школьников встречаются как в устной так и в письменной речи.

Так в устной речи учащихся встречаются такие нарушения: ухудшаются произношение, речевой слух и способность усваивать грамматические правила родного языка, резко уменьшается словарный запас полное или частичное отсутствие речи, отсутствие речи, вызванное поражением мышц или нервов, участвующих в произношении. резко уменьшается словарный запас ребенок плохо понимает обращенную к нему речь, в результате нарушается формирование собственной речи, ухудшается память и умение концентрировать внимание.

Вопросы, связанные с речевыми нарушениями детей младшего школьного возраста рассматривали Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, Л.Ф. Спирова, М.Е. Хватцева.

Проблема исследования заключается в выявлении речевых нарушений учащихся начальных классах и определении путей их коррекции в процессе обучения.

Цель исследования: теоретически обосновать речевые нарушения учащихся начальных классах и определить пути их коррекции в процессе обучения и апробация системы работы, способствующей коррекции речевых нарушений.

Объект исследования: процесс коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: система уроков, способствующих коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста.

Задачи:

Дать характеристику речи как одна из сложных высших психических функций;

Определить основные речевые нарушения, встречающихся в младшем школьном возрасте;

Выявить пути коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста;

Создать и апробировать систему уроков, направленную на коррекцию речевых нарушений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Методы исследования:

общетеоретические (анализ литературных источников по теме исследования, обобщение и анализ теоретических положений);

эмпирические (наблюдение, эксперимент);

математические (метод математической статистики).

Этапы исследования. I этап- сентябрь- декабрь 2011 года- оформление теории. II этап- январь – февраль- организация и проведение эксперимента, III этап- март- апрель- оформление квалификационной работы.


Смотрите также::

Программа работы социального педагога по профилактике виктимности подростков
Изучив научную литературу по проблеме виктимности подростков, считаем целесообразным, чтобы работа социального педагога в этом направлении носила не только профилактический, но и развивающий характер. Статистические данные об авариях на дорогах, росте наркомании, отравлении алкоголем, гибели людей ...

Виды и особенности детского творчества
Н.А.Ветлугина отмечает, что творческие способности у детей могут проявляться в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Следовательно, можно выделить следующие виды детского творчества: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное. Изобр ...

Взаимосвязь методических принципов
Внимательно анализируя сказанное о принципах физического воспитания, нетрудно заметить, что содержание их тесно соприкасается вплоть до частичного совпадения. Это и не удивительно. Ведь все они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса, который по существу своему един и ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru