Величие и прозорливость Абая заключаются в том, что он всегда ощущал историческую преемственность во всем — в учении, в воспитании, в передаче знаний и науки.
Поэта-педагога и мыслителя мучила мысль о том, что люди живут не так, как этого требуют законы нравственности, законы самой жизни и природы. Эта беспокойная мысль переходит из стихотворения в стихотворение, пронизывает его «Слова назиданья». Гуманист по своему духовному складу, Абай бросил вызов вековому патриархальному укладу жизни. Он пошел не по стопам своих предшественников-акынов, воспевавших деяния волостных старшин и баев, а по своему, новому нуги самосознания и самопознания, по пути поисков новых ценностей, по пути гуманизма и просвещения.
Усвоение традиций русской и мировой классики в раскрытии «диалектики души» имело для Абая решающее значение. Высокие понятия чести, добра, человеческого достоинства, жившие веками в народе, поэт обогатил своим пониманием долга и ответственности за все, что происходит вокруг пего. Эти высокие понятия породили внутреннюю непримиримость со злом и борьбу с невежеством, ленью, скаредностью, хвастовством - со всем тем, что противоречит гуманизму и человеколюбию.
В «Третьем слове» поэт страстно выступает за утверждение всемогущего разума, духовного величия человека. «Качества духовные», — писал Абай, — вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его осмыслен и достаток уместен».
И если в проповеди разума и добра Абай опирался на многовековую мудрость народа, подхватывая идеи стихов, в раскрытии духовного мира человека он выступал первопроходцем.
Путь Абая, его судьба стали для новых поколений казахского народа, а также многих других народов Средней Азии высоким примером плодотворного и нелегкого самопознания человека. Гуманистические искания Абая, его педагогические взгляды, думы предвосхитили многие принципы общечеловеческой морали. О необходимости борьбы с феодально-патриархальными нравами, с проявлением национальной замкнутости говорил и Абай. Достаточно вспомнить, с каким уважением он относился к культуре других пародов, находящихся по уровню цивилизованности на более высоких ступенях.
В своих произведениях, особенно в философских изречениях, Абай подвергает анализу ряд категорий нравственности (честность, правдивость, справедливость, разумность, совесть, честь, дружбу и др.). Некоторые из этих нравственных понятий поэт толкует более подробно, на некоторых останавливается мимоходом в связи с другими морально-этическими понятиями.
Абай показал и доступно донес до своих соотечественников ту непреложную истину, что именно трудом красив человек. Самые высокие человеческие достоинства, самое высокое понятие нравственности он связывал с просвещением народа и свободой творческого труда. По мнению поэта, наиболее характерными признаками гуманизма и человеколюбия являются: уважение к человеку, открытость души, искренность, правдивость, честность. Для иллюстрации этого положения можно привести множество стихотворений и прозаических «Слов назиданий» Абая, которые широко известны советскому читателю, однако мы ограничимся замечанием об идейно-тематическом сходстве этих жанров в творчестве Абая. Правда, критическое начало, как отмечает академик М. Каратаев, «в поэтических произведениях Абая гораздо острее, чем в прозаических «Гаклиях».
Во многих своих прозаических произведениях поэт как бы расшифровал тс глубокие философские, нравственно-этические мысли, которые скульптурно вылеплены сложными поэтическими образами в его стихах.
Какой бы области воспитания ни касался Абай, он всегда и в первую очередь скрупулезно анализирует все его существенные компоненты, все его аспекты.
В своих сатирических стихах, высмеивающих царских чиновников, степных управителей, старшин, Абай подражал великому русскому сатирику Салтыкову-Щедрину. Так, например, в стихотворении «В приютской школе много вас .», обращаясь к казахским ребятам, которые хотели научиться читать и писать по-русски, но их учат писать «просьбы», поэт говорил с сожалением:
О Щедрине и о Толстом
Не слышали, куда там!
Поэт с поистине щедринским сарказмом изобличал людей, лишенных высоких нравственных достоинств:
Стремление к скромности, терпенье, совесть, честь
Никто здесь нужными уж не желает счесть.
Не ищет знания, не хочет жить умом,
Злословие и ложь взбивая словно шерсть.
Моральное сознание Абая, безусловно, опередило свое время, и на борьбу против старого мира его толкало прежде всего нравственное возмущение отсталостью, угнетенностью своего народа. История уже подготовила социальный фундамент для появления новых нравственных принципов в казахской степи, и Абай со всей силой своего дарования говорил о равенстве всех людей. Только свободный труд может сделать человека высшим существом и ниспровергнуть все отношения, в которых человек является порабощенным, беспомощным.
Смотрите также::
Работа с научной литературой
Изучение литературы по теме исследования – следующий после выбора темы этап работы; его основная цель – получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно и для ...
Сценическое действие эстрадного искусства
По мере своего развития театр сформировался как вид искусства, отображающего действительность в динамических и протяженных формах самой жизни, а концертное исполнительство осталось в основном искусством рассказа (словесного, музыкального, пластического) об отдельных ее моментах. Для создания наибол ...
Подобие прямоугольных треугольников
В повседневной жизни встречаются предметы одинаковой формы, но разных размеров, например, футбольный и теннисный мячи, круглая тарелка и большое круглое блюдо. В геометрии фигуры одинаковой формы принято называть подобными. Введём понятие подобных треугольников. Пусть у двух треугольников ABC и A1B ...