Новое в педагогике » Психологические идеи Абая Кунанбаева » Природа познавательных способностей человека в понимании Абая

Природа познавательных способностей человека в понимании Абая

Страница 3

Величие и прозорливость Абая заключаются в том, что он всегда ощущал историческую преемственность во всем — в учении, в воспитании, в передаче знаний и науки.

Поэта-педагога и мыслителя мучила мысль о том, что люди живут не так, как этого требуют законы нравственности, законы самой жизни и природы. Эта беспокойная мысль переходит из стихотворения в стихотворение, пронизывает его «Слова назиданья». Гуманист по своему духовному складу, Абай бросил вызов вековому патриархальному укладу жизни. Он пошел не по стопам своих предшественников-акынов, воспевавших деяния волостных старшин и баев, а по своему, новому нуги самосознания и самопознания, по пути поисков новых ценностей, по пути гуманизма и просвещения.

Усвоение традиций русской и мировой классики в раскрытии «диалектики души» имело для Абая решающее значение. Высокие понятия чести, добра, человеческого достоинства, жившие веками в народе, поэт обогатил своим пониманием долга и ответственности за все, что происходит вокруг пего. Эти высокие понятия породили внутреннюю непримиримость со злом и борьбу с невежеством, ленью, скаредностью, хвастовством - со всем тем, что противоречит гуманизму и человеколюбию.

В «Третьем слове» поэт страстно выступает за утверждение всемогущего разума, духовного величия человека. «Качества духовные», — писал Абай, — вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его осмыслен и достаток уместен».

И если в проповеди разума и добра Абай опирался на многовековую мудрость народа, подхватывая идеи стихов, в раскрытии духовного мира человека он выступал первопроходцем.

Путь Абая, его судьба стали для новых поколений казахского народа, а также многих других народов Средней Азии высоким примером плодотворного и нелегкого самопознания человека. Гуманистические искания Абая, его педагогические взгляды, думы предвосхитили многие принципы общечеловеческой морали. О необходимости борьбы с феодально-патриархальными нравами, с проявлением национальной замкнутости говорил и Абай. Достаточно вспомнить, с каким уважением он относился к культуре других пародов, находящихся по уровню цивилизованности на более высоких ступенях.

В своих произведениях, особенно в философских изречениях, Абай подвергает анализу ряд категорий нравственности (честность, правдивость, справедливость, разумность, совесть, честь, дружбу и др.). Некоторые из этих нравственных понятий поэт толкует более подробно, на некоторых останавливается мимоходом в связи с другими морально-этическими понятиями.

Абай показал и доступно донес до своих соотечественников ту непреложную истину, что именно трудом красив человек. Самые высокие человеческие достоинства, самое высокое понятие нравственности он связывал с просвещением народа и свободой творческого труда. По мнению поэта, наиболее характерными признаками гуманизма и человеколюбия являются: уважение к человеку, открытость души, искренность, правдивость, честность. Для иллюстрации этого положения можно привести множество стихотворений и прозаических «Слов назиданий» Абая, которые широко известны советскому читателю, однако мы ограничимся замечанием об идейно-тематическом сходстве этих жанров в творчестве Абая. Правда, критическое начало, как отмечает академик М. Каратаев, «в поэтических произведениях Абая гораздо острее, чем в прозаических «Гаклиях».

Во многих своих прозаических произведениях поэт как бы расшифровал тс глубокие философские, нравственно-этические мысли, которые скульптурно вылеплены сложными поэтическими образами в его стихах.

Какой бы области воспитания ни касался Абай, он всегда и в первую очередь скрупулезно анализирует все его существенные компоненты, все его аспекты.

В своих сатирических стихах, высмеивающих царских чиновников, степных управителей, старшин, Абай подражал великому русскому сатирику Салтыкову-Щедрину. Так, например, в стихотворении «В приютской школе много вас .», обращаясь к казахским ребятам, которые хотели научиться читать и писать по-русски, но их учат писать «просьбы», поэт говорил с сожалением:

О Щедрине и о Толстом

Не слышали, куда там!

Поэт с поистине щедринским сарказмом изобличал людей, лишенных высоких нравственных достоинств:

Стремление к скромности, терпенье, совесть, честь

Никто здесь нужными уж не желает счесть.

Не ищет знания, не хочет жить умом,

Злословие и ложь взбивая словно шерсть.

Моральное сознание Абая, безусловно, опередило свое время, и на борьбу против старого мира его толкало прежде всего нравственное возмущение отсталостью, угнетенностью своего народа. История уже подготовила социальный фундамент для появления новых нравственных принципов в казахской степи, и Абай со всей силой своего дарования говорил о равенстве всех людей. Только свободный труд может сделать человека высшим существом и ниспровергнуть все отношения, в которых человек является порабощенным, беспомощным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Процесс формирования навыков устного выступления оратора
На уроках русского языка и литературного чтения ребёнок учится устному выступлению, общению. Основной вид человеческой деятельности – речь монологическая, диалогическая. Учащиеся начальных классов необходимо научить устной речи. А чтобы это сделать, учителю нужно знать очень многое, что касается ус ...

Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов. Устная речь предполагает наличие голоса, и уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Крик является пе ...

Формирующий этап: разработка цикла занятий, направленных на развитие воображения младших школьников на уроках ИЗО
Вторым этапом экспериментальной работы является разработка цикла занятий на развитие воображения младших школьников. Материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся элементов, базируется уже на изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже извес ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru