Новое в педагогике » Психологические идеи Абая Кунанбаева » Природа познавательных способностей человека в понимании Абая

Природа познавательных способностей человека в понимании Абая

Страница 2

Интересно отметить, что Абай пропагандировал не беспринципное, безоговорочное, слепое овладение культурой, достоянием других народов. Изучая, например, русский язык, а с помощью его русскую культуру, принимая все лучшее и прогрессивное в этой культуре, говорит поэт, нужно подходить ко многому осторожно; осваивать критически, как мы теперь сказали бы. Не случайно он подчеркивает: «перенять все лучшие качества этого народа . и избежать его пороков». Не нужно доказывать, что Абай хорошо понимал существование двух Россий: самодержавной России и России великого русского народа, России прогрессивных сил и идей. Знание же языка и культуры русского парода сделает казахов равноправными с русскими, они почувствуют себя вольными и свободными.

По мнению Абая, при богатстве человек может остаться невеждой, несчастным существом. Поэтому либо все отдашь, чтобы стать настоящим, полноценным человеком, не пресмыкающимся перед тем, кто богаче тебя, либо останешься невеждой. Вот дилемма, которую ставит Абай перед своими соотечественниками, современниками. Он пишет: «Путь, который я предлагаю, исключает любовь к богатству. Не торопись женить и выделить сына в отдельную семью, а обучи его сперва в русской школе. Пожертвуй всем своим имуществом, если это потребуется, для учебы. Ничего нельзя жалеть ради того, чтобы из сына вышел человек».

В «Десятом слове» Абай пишет: «И вот . добыто желанное богатство. Используйте же его для получения знаний. Не способны сами, так пусть это сделают ваши сыновья, ибо без науки нет жизни ни на том, ни на этом свете».

Мысли Абая о науке, знании, об умственном воспитании во многом перекликаются с требованиями наших дней, созвучны прогрессивным идеям современной педагогики и психологии.

Анализ идей Абая об умственном воспитании подрастающих поколений позволяет сделать следующие выводы:

1. Абай, страстный поборник прогресса, понимал, что без образованности народа, особенно молодежи, которой принадлежит будущее, он (прогресс) невозможен. Поэтому его призыв к овладению знаниями, приобщению к науке, передовой культуре следует понимать как заботу о социальном прогрессе общества. В этом он видит цель обучения.

2. Давая сравнительную характеристику религиозно-схоластического и светского образования, Абай без колебания занимает сторону последнего, как развивающего ум на основе реальных знаний о реальном мире.

3. Если французы и англичане сегодня, в 80-х годах XX столетия, споря о возможности телесных наказаний детей в школах своих стран, ставят этот вопрос даже на правительственном уровне, то Абай свыше 100 лет назад решительно отвергал этот способ воздействия на воспитуемых, как противоречащий принципам элементарной человечности, унижающий человеческое достоинство, наносящий непоправимый ущерб нравственному и духовному развитию личности.

4. В системе средств умственного воспитания видное место Абай отводит принципам обучения. В их отборе чувствуется влияние Ушинского. Однако в трактовке этих принципов Абай сохраняет самобытность и самостоятельность.

5. Особое место в умственном воспитании Абай отводит родному языку, в котором отражаются национальная самобытность, история, душа, характер парода. Однако при этом не исключается необходимость и важность изучения других языков, позволяющих приобщиться к культуре других пародов, расширить умственный кругозор молодого человека. В связи с этим Абай ставит вопрос патриотического и интернационального воспитания.

6. Главным метолом эффективного обучения Абай считал пробуждение и развитие у ученика интереса к науке, потребности постигать тайны природы и общества.

7. Великий просветитель и педагог раскрывает связь умственного воспитания с эстетическим развитием и нравственным становлением личности молодого человека. Само приобщение к науке, говорит он, должно быть бескорыстным, а признание и слава на поприще науки — результатом упорного труда.

Пропаганда нравственных принципов и идей была и остается вопросом особого внимания всех мыслителей мира. Великие ученые прошлого, выдающиеся просветители и демократы разных народов, у которых учился Абай, всегда провозглашали высокие нравственные идеалы. Продолжая идеи своих предшественников, учителей, великий казахский поэт присоединил к их идеям свой самобытный голос, свои находки.

Абай верил в силу воспитания и возлагал па него свои надежды. Он критиковал и высмеивал людей, которые считали дело воспитания пустым, ненужным занятием.

Все свое творчество поэт посвятил воспитанию в человеке самых лучших качеств. В своих «Назиданиях» поэт признавался, что люди как-то приземлили высокое понятие человечности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Российское законодательство в области развития физической культуры и спорта
В России пока еще отсутствует целостная общенациональная политика по формированию здорового образа жизни нации, этот вывод транслируют сами законодатели. В официальном Обращении Совета Федерации ФС РФ к органам государственной власти (2006 г.) особо подчеркивается, что в стране сложилась острая сит ...

Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности старшеклассников
Для выявления различий между четырьмя описанными группами нами был использован t-критерий Стьюдента, который относится к числу параметрических. По результатам проведенного анализа мы получили следующие показатели значимости различий. Таблица 2 Список терминальных ценностей 1-2 1-3 1-4 2-3 2-4 3-4 А ...

Особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте
В младшем возрасте формирование способности общаться на чужом языке связано не только с освоением грамматических, лексических и фонетических структур, сколько с совершением практических, предметных действий и выражением эмоций, которые сопровождаются адекватными высказываниями на английском языке. ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru