Новое в педагогике » Психологические идеи Абая Кунанбаева » Природа познавательных способностей человека в понимании Абая

Природа познавательных способностей человека в понимании Абая

Страница 4

Особенно часто Абай обращался к молодежи, говоря в своих стихах и прозе о высоких человеческих качествах, о человеколюбии. Все отрицательные качества в человеке он учил не просто изживать, но и стараться глубже заглянуть в себя, нет ли в тебе самом этих пороков. Самыми лучшими человеческими качествами поэт считал любовь к своей родине, к своему пароду, любовь к человеку, постоянство в дружбе, любви, доброту, правдивость, справедливость, любовь к труду, стремление к знаниям:

Дружить, кипеть — у сердца много дел!

А честь и совесть — разума удел.

Важны лишь честь и совесть . А тщеславие?

Оно — как дым: дохнешь и улетел!

Настоящая дружба в произведениях поэта получает самую высокую оценку. Он различает дружбу честную и дружбу ради тщеславия, порыв сердца и холодную рассудительность ума. Для Абая важно, чтобы человек чувствовал и берег, как зеницу ока, честь и совесть, тогда и дружба будет крепкой, выдержит любые испытания. Дружба, основанная на корысти, на тщеславии, не настоящая, не искренняя, она распадается, встретив первое испытание, первую трудность. «Плохой друг, — пишет Абай, — подобен тени. Когда светит солнце, от него не избавишься; когда тучи сгущаются над головой — его не найдешь».

Поэт считает, что самый близкий друг должен быть один. Только ему можно раскрыть свои сокровенные мысли. С большинством друзей, по мнению Абая, достаточно быть на «Вы». Неспроста Абай говорит: «Доверяйся тому, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному».

Друг тогда поистине хорош,

Если он с тобой в беде, в борьбе.

Настоящая дружба отличается большой действенной силой, делает жизнь содержательной, яркой, красочной. Такая дружба способствует развитию и формированию у человека положительных моральных качеств:

Так будь отзывчивым, как друг и брат,

И поделись со всеми, чем богат.

Да будет дружба искренной и честной —

И все дурные чувства замолчат!

Абай с гневом и возмущением предостерегает молодежь от мнимых друзой. Некоторые друзья, говорит Абай, временны, они сегодня друзья, а завтра — «лицемеры, их близость, привязанность — продажные».

Когда вес хорошо и ладно,

Ты друзьями всегда окружен,—

Но оставят тебя мгновенно,

Если роком ты поражен .

По мнению Абая, совесть также является одним из ценнейших нравственных качеств человека. Она выступает одним из основных регуляторов поведения человека, его поступков. Совестливый человек, чувствуя моральную ответственность перед окружающими людьми и перед самим собой, вовремя остановит себя, не поддастся соблазну, в меру удовлетворит потребности. Для того, чтобы не грызла совесть за бесцельно прожитую жизнь, чтобы удержать себя от пороков и быть разумным человеком, Абай предлагает практиковать самоотчет перед своей совестью. Если люди будут совестливы, знать меру, поступать умеренно, подвергнут себя самоконтролю, — пишет Абай, —то они избавятся от пороков и станут благонравными. Абай правильно понимал, что совесть — это самооценка личностью своих поступков. Понятие совести тесно связано с таким нравственным понятием, как стыд. Казахская пословица гласит: «Тот, кто умеет стыдиться, тот умеет быть верным». Однако стыд стыду рознь. Абай пишет, например, о стыде, который «похож на смущение мальчика». Люди, обладающие подобным стыдом, не в состоянии «освободить волю от невежества». Настоящий стыд, по Абаю, тот, который вызван поступками, противоречащими разуму. В этом случае человек глубоко переживает свой поступок, осуждает себя, теряет сон. Стыд как бы выворачивает человека наизнанку, определяет меру его человечности или подлости.

В произведениях Абая имеется немало высказываний о воле и характере, затронутых в морально- этическом плане. По мнению Абая, воля — необходимое свойство человека для достижения цели, овладения знаниями, для управления самим собой; воля относится к числу нравственных явлений человеческой личности и присуща только человеку. Волевой человек огражден от различных пороков, от стремления к легкой наживе, мимолетных, бесполезных увлечений.

Абай перечисляет ряд положительных и отрицательных волевых качеств человека и старается объяснить их природу. Так, стойкость и твердость поэт относит к лучшим волевым качествам человека, «без них, — говорит он, — трудно будет жить ему на свете».

Если мысль слепа или мысли нет,

При себе ты оставь свой бред!

Абай правильно замечает, что сдержанность умеряет излишний пыл человека:

Сдержанность — вот твой щит, верный признак ума,

Трудности побеждать учит нас жизнь сама .

Настоящий человек, несмотря ни на какие препятствия, добивается намеченной цели. Воля требует от человека большой духовной и физической выносливости, нравственной закалки

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Методы развития творческого потенциала
Известны некоторые способности и навыки гениев: • Использование системного мышления. Одним из наиболее существенных паттернов гениальных людей является способность мыслить "системно", а не "механически". Ментальные стратегии обычно позволяют им отследить целые системы взаимодейс ...

Теоретическое обоснование педагогических условий эффективности и оптимизации воспитательного процесса
Термин «эффективность» вошел в педагогический обиход из других областей знаний. Основу данного термина составляет слово «эффект». Расширение понятия «эффект» до понятия «эффективность» обусловливает изменение смысловой нагрузки последнего, означающего обязательно продук­тивное, полезное, действенно ...

Организация жизни детей на уроке
Положительное отношение ребенка к школе, к учению формируется и воспитывается на уроке. Расположение ребенка к учебному процессу зависит от 2 основных условий: Ребенок приходит в школу не «чистым листом», а живым человеком, принося с собою все свои радости и горести, воспоминания и переживания. Реб ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru