Поскольку в России шли достаточно острые дискуссии о целесообразности преподавания православия в средних школах, данный раздел был включен в обзор как пример религиозного воспитания, которое обеспечивается в странах Европы.
Из всех европейских стран католическое образование наиболее распространено во Франции – это 20% школ. Католическое образование строится из трех этапов: школа (детский сад, начальная школа), коллеж (цикл адаптации, основной цикл и цикл профессиональной ориентации), лицей (общий и профессиональный цикл).
Главное отличие католических школ от обычных учреждений – упор на изучение религии. В списке предметов обязательно присутствует теология. Кроме того, освоение некоторых предметов, например истории, ведется посредством изучения материалов церкви тех времен. Так, о Великой Французской революции учащиеся узнают через письма папы Римского. Важным моментом в образовании также является совмещение содержания с христианскими ценностями. В школе существуют внутренние правила: нельзя носить короткие юбки, прозрачную и вызывающую одежду. Впрочем, для старшеклассников сделаны некоторые уступки – они могут курить, правда, только в специально отведенных местах.
В начальной школе среда сделана выходным днем. В коллеже не учатся в первой половине дня в среду. Считается, что к середине недели дети уже устают и им нужно время, чтобы усвоить пройденный материал. Экзамены по всем предметам учащиеся сдают один раз в четверть. Итоговые же экзамены предусмотрены в предпоследнем и последнем году обучения.
Австралия
Переходя к заключительной части, скажем несколько слов о негативных последствиях чрезмерного уклона в сторону рыночных механизмов при отсутствии собственных традиций – на примере Австралии. В стране, в бытность британской колонией, система образования работала на достаточно узкий круг граждан: образование не являлось приоритетом в общенациональном развитии. В настоящее время внешне система образования имеет все черты децентрализованной модели США и Германии: рамочные правила на государственном уровне, управление и финансирование на региональном уровне, наличие менеджера на посту директора, рыночные механизмы во взаимоотношениях с учителями (система годовых контрактов), развитие личности на начальной ступени и до 50% предметов по выбору в старшей средней школе. Однако – на фоне относительно низкого уровня развития науки и промышленности в целом по стране – система образования не имеет реальных поддерживающих стимулов. Как следствие во многих школах рыночный подход менеджеров к системе годовых контрактов фактически делает учителей безработными на время школьных каникул – это время не оплачивается. Естественно, престижность профессии учителя резко падает, педагоги уходят работать в другие сферы деятельности. Недостаток педагогических кадров в свою очередь ограничивает возможности качественной организации предметов по выбору. В итоге детям неинтересно учиться в старшей школе, поскольку учеба не дает необходимых навыков для дальнейшего развития и самореализации в какой-либо области. Попытки разработать более жесткие национальные стандарты сталкиваются с децентрализованным механизмом управления и при отсутствии серьезных стимулов (наука, промышленность) не получают основы для качественного развития.
Смотрите также::
Развитие интереса к творчеству и виды творческой деятельности
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях ...
Воспитание, процесс воспитания
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскол ...
Одаренность как проблема
В психологической литературе одаренность трактуется как система способностей (рис. 3). Рис. 3. Система способностей. Из рис. 3, видно, что высший уровень способностей (гениальность) складывается из общих (общая одаренность) и специальных (талант) способностей. На рис. 4 показана последовательность ...