Новое в педагогике » Унифицированные и адаптивные концепции советской системы школьного исторического образования » Восстановление систематического курса истории 1930-е - 1950-е гг

Восстановление систематического курса истории 1930-е - 1950-е гг

Страница 6

В опубликованном постановлении жюри правительственной комиссии по итогам конкурса отмечалось крупное достижение авторов названного учебника: они впервые раскрывали историю многонациональной страны.

Издание в 1937 г. «Краткого курса истории СССР» явилось событием, выходящим за пределы начальной школы. Оно расценивалось как «большая победа на историческом фронте», как «желанный подарок к двадцатилетней годовщине Великой социалистической революции». Последовавшие в периодической печати отзывы специалистов отмечали, что ценной особенностью книги является «изложение конкретной истории, с фактами, с датами событий, с живыми людьми, так или иначе участвовавшими в историческом процессе», в результате чего учащиеся I I I - IV классов получали понятие о развитии общественного строя и классовых отношениях, государстве, об истории революционного движения, о выдающихся исторических личностях и т.д.

Но, как правило, объективную оценку школьному учебнику даёт учитель, применяющий его в учебном процессе и, как показал практический опыт применения в школе «Краткого курса истории СССР», слабой его стороной являлось конспективное изложение материала. Выступая с докладом на краткосрочны курсах московских учителей летом 1937 года, сам профессор А.В. Шестаков должен был признать, что учебник для І І I - I V классов производит впечатление конспекта ввиду огромного количества материала, который хотелось дать учащимся, и что преподаватели должны принять всё это во внимание, с тем, чтобы дополнить учебник ярким и конкретным изложением. Особенно это касается материала III класса, который «совершенно невозможно преподавать по учебнику без соответствующих дополнений от учителя»

Наряду с изданием «Краткого курса истории СССР» для III - IV классов в 1937 г. было введено преподавание курса Конституции СССР в VII классе. В связи с этим отпала необходимость в преподавании курса обществоведения, который окончательно был исключён из учебного плана.

В 1938 г. был опубликован «Краткий курс истории ВКП (б)» и макет учебников по истории СССР для VIII - X классов. Массовым тиражом учебники по истории СССР для этих классов были изданы в 1940 г.

В том же году вышли в свет учебники по истории СССР для 8-х классов под редакцией A.M. Панкратовой; учебник по истории древнего мира под редакцией А.В. Мишулина; по истории средних веков под редакцией А.Е. Косминского; по новой истории (часть I) под редакцией А.В. Ефимовой.

Но только с выходом в 1945 г. учебника по Новой истории (часть II) под редакцией В.М. Хвостова и Л.И. Зубока можно говорить о создании учебников по всем школьным курсам истории.

Все указанные учебники были снабжены черно-белыми иллюстрациями и историческими картами - вкладышами, но в них еще отсутствовали вопросы для самоконтроля, задания, документы, иными словами, они не содержали достаточных методических возможностей, которые мог бы использовать школьный учитель на уроке при организации самостоятельной работы учащихся.

Несмотря на вышеуказанные недостатки, выход в свет этих учебников переломил ситуацию в школьном историческом образовании в 1930 - 1950-х гг., т.к. теперь слово учителя перестало быть почти единственным источником знаний. Без учебников построение уроков и методика их проведения были однообразными: учитель излагал содержание темы, учащиеся по возможности записывали, а на следующем уроке воспроизводили услышанное. Главными проблемами учителя были отбор материала и его изложение. С выходом учебников эта работа во многом была облегчена.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Понятие общения как социально - психологического феномена
Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. В определенном смысле и педагогическую психологию можно рассматривать целиком через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспита ...

Методики изучения агрессивности у младших школьников с нарушением интеллекта
Для определения содержания комплексного подхода к проблеме организации психокоррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта была организована опытно-экспериментальная работа. Данная работа проводилась на базе Муниципального специального (коррекционного) общеоб ...

Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребенка
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. (Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А.) Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует б ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru