Недостаточное внимание в содержании программы уделялось культуре прошлых эпох, без овладения знанием о которой невозможно было строить социалистическую культуру.
Таким образом, социологический схематизм в построении программ превратился в серьезный тормоз на пути к восстановлению исторического образования.
Для выяснения фактического выполнения директив ЦК ВКП(б) о повышении уровня знаний учащихся Наркомпрос РСФСР провел в 1933 - 1934 учебном году обследование 120 школ в 14 краях и областях с общим количеством учащихся до 100 тысяч человек.
Результаты показали некоторое улучшение качества знаний учащихся по сравнению с предшествующим периодом, но все же уровень знаний оставался очень низким. В уровне исторического образования имели место основные недочеты: плохое знание учащимися исторических фактов; хронологии; неумение использовать историческую карту в работе; непонимание причинно-следственных связей исторических событий. Это объяснялось в первую очередь тем, что сами исторические события изучались неконкретно, а исторические перспективы объяснялись самими учителями и понимались школьниками слабо.
В периодической печати появились статьи с резкой критикой постановки преподавания истории в школах, где были вскрыты серьезные недостатки: схематический характер программ и учебников; господство схоластики и абстракции в освещении исторического процесса; отсутствие исторических персонажей, красочных картин прошлого; перенасыщение учебников выводами, обобщениями и рассуждениями, недоступными пониманию учащихся.
Наркомпрос незамедлительно отреагировал на критику в печати. В апреле 1934 г. состоялось совещание преподавателей обществоведения начальной и средней школы, на котором приводились многочисленные конкретные факты перегрузки учащихся отвлеченным социально-экономическим материалом.
Программы действительно были очень сильно перегружены по всем годам обучения, и того большого количества часов, которое отводилось на обществоведение, не хватало даже на то, чтобы бегло проработать весь материал.
Требовались новые усилия на пути восстановления систематического изучения исторических курсов в средней школе. 15 мая 1934 г. вышло Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) « О преподавании гражданской истории в школах СССР». Это постановление имело для того времени большую общественно- политическую и научную актуальность, т.к. знаменовало собой начало нового этапа в развитии как исторической науки в целом, так и в преподавании истории не только в средней, но и в высшей школе.
Постановление отмечало неудовлетворительное состояние преподавания истории в школах СССР: отвлеченный, схематический характер обучения, содержания программ и учебников.
Условием прочного овладения учащимися курса истории являлось, как сказано в документе, соблюдение историко-хронологической последовательности; научной периодизации; введение курсов отечественной и зарубежной истории, что в совокупности давало учащимся представление о процессе развития человеческого общества. В основу расположения курсов по годам обучения был положен линейный принцип, что не только экономило учебное время, но и поддерживало интерес к истории новизной учебного материала. Задачей исторических курсов было обозначено подведение учащихся к научному материалистическому пониманию гражданской истории, раскрывавшей экономические, социально-политические и культурные явления.
Смотрите также::
Анализ проблемы формирования профессиональных умений и навыков
Проблема формирования умений и навыков неразрывно связывалась с вопросом об автоматизации человеческого действия, рассматриваемой двоя-ко: с одной стороны, как феномен конечной стадии формирования нового действия, на которой человек достигает совершенства его исполнения, с дру-гой — как важнейшее с ...
Эффективность технических средств воспитания и обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда
Технические средства обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель, воспитатель хорошо себе представляют и понимают психологические основы их применения. Известен следующий случай. Учитель начальных классов была увлечена использованием графопроект ...
Методика диагностики
моторики рук
Исследования развития кинестетической основы движений руки. Инструкция: 1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево». 2. «Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх». 3. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на не ...