Новое в педагогике » Унифицированные и адаптивные концепции советской системы школьного исторического образования » Восстановление систематического курса истории 1930-е - 1950-е гг

Восстановление систематического курса истории 1930-е - 1950-е гг

Страница 4

В июне 1944 г. была введена сдача выпускных экзаменов, а также награждение отличившихся учеников золотыми и серебряными медалями. В методике основное внимание уделялось таким вопросам, как повторение, проверка знаний, типы опросов, их составные элементы. К концу войны была вновь введена пятибалльная система оценок, ранее отмененная как «нарушающая равенство».

После окончания Великой Отечественной войны, в 1945 - 1950-х гг., удалось последовательно перейти ко всеобщему 7 - 8 - 10 - летнему обучению.

Повсеместно восстанавливались разрушенные школы и открывались новые. Экономическое, социальное и культурное развитие нашей страны после окончания Великой Отечественной войны потребовало дальнейшего повышения уровня образования и воспитания.

В связи с этим развивалась методическая мысль, где основное внимание сосредоточивалось на разработке вопросов формирования коммунистического мировоззрения учащихся, методики развития исторических понятий, понимания исторического процесса, а также психологических основ восприятия школьниками исторического материала и др. Эти вопросы и достижения методической мысли были тогда обобщены Н.В .Андреевской и В.Н.Бернадским, А.И.Стражевым, В.Г. Карцовым, М.А.Зиновьевым, А.А.Вагиным и Н.В.Сперанской и другими видными историками, методистами. В 1940-е - 1950-е гг. методика обучения истории из эмпирических методических рекомендаций стала превращаться в научно обоснованную систему формирования у учащихся знаний о фактах и понятиях исторического процесса.

В условиях развернувшейся в середине 1950-х гг. научно- технической революции (использование энергии атома, освоение космоса, распространение новейших видов автоматизированного оборудования и др.) перед школой и историческим образованием встали качественно новые задачи: учить подрастающее поколение самостоятельно приобретать знания, ориентироваться во всё возрастающем потоке информации, т.е. создать базу для дальнейшего прогресса науки, техники, искусства, культуры в целом. «Природа,- писал К.Маркс,- не строит ни машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни сельфакторов, и т. д. Все это- продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой, или человеческой деятельности в природе. Всё это - созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания». Именно в эти годы были увеличены сроки обязательного школьного обучения: в США до 12 лет, во Франции - до 10, в Англии - до 11 лет. В нашей стране, только что вышедший из тяжелейшей войны и восстановления народного хозяйства, вызванного военной разрухой, было введено обязательное восьмилетнее образование и одиннадцатилетнее -для желающих.

В связи с этим выполнить задачу укрепления связи школы с жизнью, сформулированную в «Законе .», без твердых исторических знаний было весьма затруднительно. Ещё в 1957/1958 уч. г. в 10 кл. был введён курс новейшей истории зарубежных стран.1 А 8 октября 1959 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление « О некоторых изменениях в преподавании истории в школах». Главная идея этого постановления -подготовка школьников к активному участию в общественной жизни. Школьные курсы истории должны были способствовать выработке у учащихся научного понимания закономерностей развития общества. Постановление определяло новый порядок изучения истории в школах. В историческое образование вводился частичный концентризм исторических курсов, то есть изучение отечественной истории строилось по принципу концентризма, а всеобщей истории, за небольшим исключением, - на основе линейности. Особенность принятия структуры исторического образования заключалась в том, что курс истории СССР советского периода предварял рассмотрение событий зарубежной истории в тех же хронологических рамках. Было выдвинуто положение о формировании целостной системы знаний об историческом процессе с древности до современности, а не только об отдельных периодах истории человечества. Причем, чем ближе к современности располагались события и общественные процессы, тем глубже и обстоятельнее должно быть их изучение в школе. Расширенное изучение событий современности стало возможным благодаря сокращению программ по истории Древнего мира и Средних веков. Таким образом, можно сказать, что в период с начала 1930 до конца 1950-е гг. происходило установление стабильной системы и содержания школьного исторического образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Теоретические основы исследования образного мышления
В психологии мало изучены разновидности образного мышления, формирующиеся под влиянием разных систем знаний, методов познания, условия развития образного мышления, роль образного мышления в формировании понятий. В частности, образное мышление понимается как процесс работы мысли с внешними и внутрен ...

Исследовательская работа и личностно-деятельностный подход
Чем, кроме уже рассмотренных социальных условий, вызван интерес к этому виду работы? Психологи и педагоги видят в нем огромный потенциал для личностного развития обучающихся: исследовательская деятельность способствует формированию творческого потенциала, развитию познавательной активности, самопоз ...

Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности
Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это – важнейшее требование к условиям ее формирования. Ростислав Захаров писал: «Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика, формирует и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир, его позиции и не только в искусстве, а и ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru