Новое в педагогике » Целенаправленное развитие творческого потенциала младшего школьника » Фазы и этапы развития креативности

Фазы и этапы развития креативности

Страница 1

Становление творческого потенциала ребенка может осуществляться несколькими путями. Один из них – естественный – развертывание генетической программы организмы, другой – создание специальных условий, которые могут способствовать пробуждению и развитию творческих способностей. Причем, творческие способности отличаются от способностей к интеллектуальным занятиям и имеют свои определенные особенности и этапы становления.

Известный американский исследователь способностей Х. Гарднер считает, что кривая развития творческих способностей детей и подростков имеет U-образную форму со снижением в начальной школе. Данное обстоятельство объясняется, по его мнению, тем, что в школе ребенок подчиняется жесткой дисциплине и перестает экспериментировать с символическими системами. Возможно, это также связано с культурными образцами мышления. В старших классах способность к творчеству усиливается, но уже на другой когнитивной основе. Исследователи одаренности Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич заметили, что креативность проходит как минимум две стадии возрастного развития.

Первая фаза проявляется как общая способность, неспециализированная в какой-либо деятельности; этот период совпадает с дошкольным возрастом – 3-5 лет. Механизм этой фазы креативности – подражание взрослому, особенно в литературном и художественном творчестве. Недостаток знаний ребенок восполняет за счет фантазии. В.С. Юркевич такую креативность называет "наивной", а П. Торренс считает природным даром.

Вторая фаза проходит в 13-20 лет и возникает как "специализированная креативность". Эта креативность основывается на определенном типе мышления и приобретает профессиональный настрой, дополняя первую неспециализированную креативность. Эта фаза отвергает подражание и переходит к оригинальному творчеству. Зрелая культурная креативность старается преодолеть стереотипы. На основе культурной креативности, которая имеет менее массовый характер, возникает творческая личность, способная к исследовательской деятельности.

Наиболее сензитивным возрастом развития исследовательской деятельности является младший школьный и начало подросткового возраста. Особенно это проявляется у одаренных детей. На этом этапе требуется активная поддержка родителей.

В онтогенезе способность к творчеству складывается постепенно и проходит ряд стадий развития. А.Э. Симановский выделяет три стадии развития творческого мышления в детском возрасте – наглядную, причинную и эвристическую. Раньше других развиваются зрительные представления (5 лет), словообразование (6 лет), способность к аналогиям (9-10 лет, способность образования фраз (10-11 лет). К 12-14 годам формируется эвристическое мышление. У дошкольников формирование креативности происходит с помощью взрослых. Они ставят творческие задачи, создают специальную среду. Таким образом, взрослый создает для дошкольников эвристическую структуру. Главным в развитии креативности дошкольника – взаимоотношения с взрослым .

Г.А. Барышева и Ю.А. Жигалов (2006) установили, что становление креативности включает несколько этапов.

1 этап – пробуждение. Происходит накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта;появляется информационное пространство и импульс побуждения творчества (мотивация).

2 этап – подражание, имитация. Происходит освоение эталонов креативного поведения, освоение технологий и способов творческой деятельности. Главное здесь – освоение технологий.

3 этап – импликация (связи). Перенос в новые условия усвоенных связей, поиск новых связей и отношений. Здесь появляется источник "Я-концепции" в смысле собственных возможностей и импульс к развитию позиции творца.

4 этап – трансформация – преобразование опыта в соответствии с индивидуальными возможностями, особенностями, потребностями.

5 этап – гармонизация психологической структуры креативности, индивидуализация творческой деятельности. Становление творческой индивидуальности.

В.Н. Дружинин определяет креативность как синтез одаренности и определенной структуры личности. Он считает, что это происходит на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания. Происходит формирование системы мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации)(Дружинин.

Раннее проявление одаренности (вундеркинды)

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Сходство и различие между понятиями “подход к обучению” и “метод обучения”
История методики преподавания иностранных языков за рубежом и в нашей стране, появление и развитие новых методов обучения языку в школе и вузе всегда были самым тесным образом связаны с новыми тенденциями в лингвистике, психологии и педагогике. Данные этих базисных для методики наук коренным образо ...

Теоретическое обоснование педагогических условий творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения
На протяжении многих веков педагоги с неизбежностью выходили на философское осмысление целей, ценностей, методологических принципов исследования проблем в сфере образования, воспитания и саморазвития личности. И это не случайно. Философское осмысление многих современных проблем обучения и воспитани ...

Коммуникативный метод – средство обучения говорению
Мы исходим из сложившегося в методике понятия метода как совокупности принципов. Первым, кто сформулировал это, был Б. В. Беляев. Основными признаками метода обучения, на наш взгляд, являются следующие. 1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижен ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru