Новое в педагогике » Теоретические вопросы подготовки профессионального воспитания будущего учителя » Методы и средства самовоспитания будущего учителя

Методы и средства самовоспитания будущего учителя

Страница 4

Способы и приемы самопринуждения. Самоприказ, Волевое воздействие на себя в форме самоприказа может происходить, когда прошел этап самоанализа, решение принято, а сомнения и послабления себе только мешают активной деятельности и активному самовоспитанию. Наступает момент, когда необходимо заставить себя приступить к исполнению планов, задумок.

Студент — будущий учитель должен осознать, что важнейшим качеством учителя, который по своему положению должен быть образцом для учащихся, является способность выполнять любую нужную педагогическую работу, если она даже очень неприятна, с удовольствием. Это — одна из нравственных норм отношения учителя к своему профессиональному труду. Организованный и дисциплинированный учитель после принятия решения не позволит себе отступать, Он повелевает себе действовать так, как решено. И это оказывается верным способом достижения успеха, ибо дорогу осилит только идущий.

Одной из форм самопринуждения является самоподчинение. Это добровольное подчинение себя кому-то или чему-то в силу понимания необходимости. Самоподчинение - суть и содержание самодисциплины, способности добросовестно исполнять обязанности, подчиняться воле руководителя, коллектива, общества.

Способность к самопринуждению (самопреодолению изначально никому не дана, она формируется в процессе накопления жизненного опыта. К студенческому возрасту она должна сформироваться достаточно полно и устойчиво. Сформированность этой способности совпадает со сформированностью нравственного сознания, чувства долга и ответственности. Поэтому самопринуждение следует расценивать не только как способ поведения, но и как свойство личности .

Еще одной формой самопринуждения является самообладание, являющееся способностью человека или коллектива сдерживать себя от действий, которые они считают вредными. Самообладание также является признаком самодисциплины. Благодаря ему поддерживается нужный порядок и в семье, и на производстве- везде, где людям приходится вступать во взаимодействие. К самообладанию близки самоограничение и самоотказ, т. е. способность к торможению, к сознательной дисциплине, однако не следует воспринимать их как призыв к аскетизму,

Самовнушение - это существенный способ саморегуляции психических состояний посредством словесных воздействий. Однако если в самоубеждении на первом месте - логическое доказательство и лишь как следствие этого - эмоциональное отношение к доказанному, то здесь, наоборот, на первом месте - эмоционально-доверительное отношение. Критика со стороны рассудка снимается.

В основе всех способов и приемов самовоспитания лежит упражнение, проводимое по собственной инициативе, адресованное своей же личности. Именно упражнение обеспечивает превращение желанных образов своего «Я» в реальные черты и качества своего характера. Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».

Упражнение как процесс регулируется психическим образом. Поэтому так важно, чтобы занимающийся самовоспитанием имел перед собой или своим мысленным взором образец того, как это делать. Изучение представлений студентов первых курсов о настоящем педагоге показывает, что у подавляющего большинства из них или имеется любимый и авторитетный учитель, или есть хотя бы собирательный образ идеального учителя, работе или поведению которых можно подражать.

Подражание образцу протекает примерно так. В моменты, когда нужно разрешить сложную педагогическую ситуацию, подумайте, как бы поступил на вашем месте тот, кому вы подражаете. Еще лучше- вообразите, что вы- это он. В подобных упражнениях намного успешнее усваиваются нужные педагогические умения. Психологически это можно объяснить ролью образов в поведении и деятельности человека. Образ управляет действием.

Человек всегда может больше, чем проявляет на деле. Всегда впереди есть некая зона еще не реализованных возможностей. Вообразив себя суровым или веселым, человек в какой-то мере станет суровей или веселей. Овладев подобной техникой, способностью точно выражать свое психическое состояние физическим действием, мимикой, жестами, учитель научается правильному педагогическому воздействию, как актер сценическому искусству.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Теоретические основы деятельности муниципального образования по обеспечению социальных гарантий детства
Рассмотрим различные взгляды на категории "детство", "гарантии детства", существующие традиции и отношения к толкованию этих понятий. Исследованию понятий "дети", "детство" уделяет большое внимание Н.Н. Суртаева. Ею исследованы позиции таких авторов, как И.И. ...

Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма
В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров. Огромное внимание уделялось укреплению здоровья детей, о ...

Историко-педагогический аспект развития теории познавательного интереса учащихся
Одной из острейших проблем современной школы является формирование познавательной активности и самостоятельности школьников. Характерная черта сложившегося процесса обучения – императивность. В ее основе лежит положение о том, что без принуждения невозможно приобщить школьников к учению. Вызвать ин ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru