Новое в педагогике » Теоретические вопросы подготовки профессионального воспитания будущего учителя » Методы и средства самовоспитания будущего учителя

Методы и средства самовоспитания будущего учителя

Страница 2

Систему методов самовоспитания целесообразно рассмотреть в последовательности, соответствующей логике его протекания, начиная от возникновения потребности в нем и кончая достижением тех или иных результатов.

1. Самопознание и самооценка. Первый и наиболее ощутимый результат воспитания, как считал В. Д. Сухомлинский, выражается в том, что человек начинает думать о самом себе, оценивая свои достоинства и недостатки.

Для того чтобы стать активным творцом своей личности, необходимо научиться критически смотреть на себя со стороны, с точки зрения общественных требований, требований будущей профессии.

Самопознание — процесс сложный и неодномоментный. Оно происходит в условиях взаимодействия с другими людьми: в процессе общения, совместной деятельности, на досуге и т. д. Завершается оно определенным оценочным отношением к качествам своей личности. Что-то в себе рассматривается как хорошее, достойное, а чем-то человек оказывается недоволен. По существу самопознание происходит в процессе самоиспытания, пристрастного отношения к проявлениям своей личности.

Как можно познать себя? - спрашивал великий Гете и отвечал: только путем действия, но никогда — путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть.

Поэтому в самопознании следует начать прежде всего с самонаблюдения в процессе самоиспытания, с анализа фактов собственной жизни. Самонаблюдение — это не самосозерцание. Оно предполагает работу памяти и мысли, фиксацию и анализ поступков за определенный промежуток времени. Смысл имеют не факты сами по себе, а то, выражением каких мыслей, чувств, отношений и качеств личности они являются.

Самоанализ—второй способ познания себя. Этот процесс- более сложный, он требует критической оценки фактов, соотнесения их с определенными ценностями. Если самонаблюдение — процесс слежения за тем, что случается, то самоанализ — процесс оценки, почему именно случается, вследствие каких качеств самой личности, что требует широты социального взгляда,

Студент оценивает свою личность с точки зрения всестороннего развития себя как специалиста высшей квалификации, оценивает и психофизические, и профессиональные, и социально-личностные качества. Вот почему самоанализ охватывает не короткие и узкие «кусочки» жизни студента, а более или менее продолжительные периоды, дающие основание для выводов.

Еще более сложным, но и более активным способом самопознания является самоиспытание, которое можно осуществить, участвуя в студенческом строительном отряде, в общественно-организаторской работе, в общении с товарищами по коллективу и других ситуациях. Для испытания профессиональных знаний и умений лучше всего использовать возможности различных форм педагогической практики. Именно здесь можно увидеть себя «глазами учащихся», определить уровень своих знаний, педагогических способностей, культуры, разумеется, в том случае, если самоиспытание сопровождается самонаблюдением и самоанализом. Самоиспытанию можно подвергнуть и особенности своих интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, а также особенности своего темперамента и физических возможностей.

Важным источником самопознания для студента является анализ критических отзывов товарищей, знакомых педагогов и других лиц. Чуткость к высказываниям со стороны — важный показатель зрелости личности. Человек как в зеркале отражается в отношениях к нему других людей. Критика и самокритика в студенческой группе, взаимная доброжелательная требовательность формируют у студента объективную самооценку, требовательное отношение к своей личности .

2. Самостимулирование. Хорошо известно, что знания своих недостатков и достоинств еще не достаточно для возникновения потребности в их преодолении. Необходимы еще такие качества личности, как целеустремленность, развитая воля и т. д. Сильное стимулирующее действие оказывает самокритика. Самокритичность является одним из базовых качеств личности, отсутствие которого влечет за собой самодовольство и самоуспокоенность.

3. Самопрограммирование, или построение плана самовоспитания, может быть осуществлено в разных формах: в виде зафиксированных на бумаге планов или самообязательств, в виде осознанных целей или задач, в виде намерений и др. Для первокурсников наиболее доступными и практически целесообразными бывают письменные варианты планов работы над собой, И не только потому, что в них материализация самовоспитания выступает более наглядно, но и потому, что письменный вариант требует более активной мысли при формулировании задач самовоспитания. Позже, когда процедуры самовоспитания будут освоены, можно будет обойтись и без письменных вариантов планов самовоспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Роль коммуникативных заданий при обучении английскому языку
Процесс обучения и учения представляет собой решение целого ряда коммуникативных задач, предлагаемых учителем, решая которые, учащиеся выполняют речевые и неречевые действия, вступают в контакт друг с другом, с группой учащихся или с учителем, пытаясь найти правильные пути решения поставленной комм ...

Особенности воображения как психического процесса
По утверждению Белая А.Я., воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней разли ...

Дети с нарушением зрения
Способность видеть, т.е. ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора называется зрением. Впечатление о внешнем мире, формирование представлений о реально существующих предметах и явлениях мозг получает через зрение. С помощью зрения познаются существенные ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru