Систему методов самовоспитания целесообразно рассмотреть в последовательности, соответствующей логике его протекания, начиная от возникновения потребности в нем и кончая достижением тех или иных результатов.
1. Самопознание и самооценка. Первый и наиболее ощутимый результат воспитания, как считал В. Д. Сухомлинский, выражается в том, что человек начинает думать о самом себе, оценивая свои достоинства и недостатки.
Для того чтобы стать активным творцом своей личности, необходимо научиться критически смотреть на себя со стороны, с точки зрения общественных требований, требований будущей профессии.
Самопознание — процесс сложный и неодномоментный. Оно происходит в условиях взаимодействия с другими людьми: в процессе общения, совместной деятельности, на досуге и т. д. Завершается оно определенным оценочным отношением к качествам своей личности. Что-то в себе рассматривается как хорошее, достойное, а чем-то человек оказывается недоволен. По существу самопознание происходит в процессе самоиспытания, пристрастного отношения к проявлениям своей личности.
Как можно познать себя? - спрашивал великий Гете и отвечал: только путем действия, но никогда — путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть.
Поэтому в самопознании следует начать прежде всего с самонаблюдения в процессе самоиспытания, с анализа фактов собственной жизни. Самонаблюдение — это не самосозерцание. Оно предполагает работу памяти и мысли, фиксацию и анализ поступков за определенный промежуток времени. Смысл имеют не факты сами по себе, а то, выражением каких мыслей, чувств, отношений и качеств личности они являются.
Самоанализ—второй способ познания себя. Этот процесс- более сложный, он требует критической оценки фактов, соотнесения их с определенными ценностями. Если самонаблюдение — процесс слежения за тем, что случается, то самоанализ — процесс оценки, почему именно случается, вследствие каких качеств самой личности, что требует широты социального взгляда,
Студент оценивает свою личность с точки зрения всестороннего развития себя как специалиста высшей квалификации, оценивает и психофизические, и профессиональные, и социально-личностные качества. Вот почему самоанализ охватывает не короткие и узкие «кусочки» жизни студента, а более или менее продолжительные периоды, дающие основание для выводов.
Еще более сложным, но и более активным способом самопознания является самоиспытание, которое можно осуществить, участвуя в студенческом строительном отряде, в общественно-организаторской работе, в общении с товарищами по коллективу и других ситуациях. Для испытания профессиональных знаний и умений лучше всего использовать возможности различных форм педагогической практики. Именно здесь можно увидеть себя «глазами учащихся», определить уровень своих знаний, педагогических способностей, культуры, разумеется, в том случае, если самоиспытание сопровождается самонаблюдением и самоанализом. Самоиспытанию можно подвергнуть и особенности своих интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, а также особенности своего темперамента и физических возможностей.
Важным источником самопознания для студента является анализ критических отзывов товарищей, знакомых педагогов и других лиц. Чуткость к высказываниям со стороны — важный показатель зрелости личности. Человек как в зеркале отражается в отношениях к нему других людей. Критика и самокритика в студенческой группе, взаимная доброжелательная требовательность формируют у студента объективную самооценку, требовательное отношение к своей личности .
2. Самостимулирование. Хорошо известно, что знания своих недостатков и достоинств еще не достаточно для возникновения потребности в их преодолении. Необходимы еще такие качества личности, как целеустремленность, развитая воля и т. д. Сильное стимулирующее действие оказывает самокритика. Самокритичность является одним из базовых качеств личности, отсутствие которого влечет за собой самодовольство и самоуспокоенность.
3. Самопрограммирование, или построение плана самовоспитания, может быть осуществлено в разных формах: в виде зафиксированных на бумаге планов или самообязательств, в виде осознанных целей или задач, в виде намерений и др. Для первокурсников наиболее доступными и практически целесообразными бывают письменные варианты планов работы над собой, И не только потому, что в них материализация самовоспитания выступает более наглядно, но и потому, что письменный вариант требует более активной мысли при формулировании задач самовоспитания. Позже, когда процедуры самовоспитания будут освоены, можно будет обойтись и без письменных вариантов планов самовоспитания.
Смотрите также::
Темы для занятий подбираются с учётом возраста детей, их возможностей ижеланий
Тема: «Изготовление шапочки для куклы». Цель: познакомить детей с разновидностями плотного вязания, начать выполнение шапочки для куклы. Оборудование и материалы: Шерстяные нитки, спицы, ножницы, сантиметровая лента, игла, крючок, булавка, бумага, карандаш. Методы: словесный (беседа, объяснение); н ...
Причины и профилактика глухонемоты
Причиной глухонемоты могут быть любые пороки развития органа слуха и перенесенные в раннем детстве заболевания, приводящие к глухоте. Каких-либо патологических изменений в речевом аппарате у глухонемых обычно не наблюдается. Распознавание глухонемоты сводится к определению связи между отсутствием р ...
Какие проблемы возникают применительно к упражнениям
Что же позволяет осуществлять функцию управления деятельностью учителя и учащихся и их взаимодействие? Упражнение имеет конкретную направленность на обучение определенному виду речевой деятельности и должно с помощью задания мотивировать учащихся. В нем зафиксирована конкретная задача, соотносящаяс ...