Систему методов самовоспитания целесообразно рассмотреть в последовательности, соответствующей логике его протекания, начиная от возникновения потребности в нем и кончая достижением тех или иных результатов.
1. Самопознание и самооценка. Первый и наиболее ощутимый результат воспитания, как считал В. Д. Сухомлинский, выражается в том, что человек начинает думать о самом себе, оценивая свои достоинства и недостатки.
Для того чтобы стать активным творцом своей личности, необходимо научиться критически смотреть на себя со стороны, с точки зрения общественных требований, требований будущей профессии.
Самопознание — процесс сложный и неодномоментный. Оно происходит в условиях взаимодействия с другими людьми: в процессе общения, совместной деятельности, на досуге и т. д. Завершается оно определенным оценочным отношением к качествам своей личности. Что-то в себе рассматривается как хорошее, достойное, а чем-то человек оказывается недоволен. По существу самопознание происходит в процессе самоиспытания, пристрастного отношения к проявлениям своей личности.
Как можно познать себя? - спрашивал великий Гете и отвечал: только путем действия, но никогда — путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть.
Поэтому в самопознании следует начать прежде всего с самонаблюдения в процессе самоиспытания, с анализа фактов собственной жизни. Самонаблюдение — это не самосозерцание. Оно предполагает работу памяти и мысли, фиксацию и анализ поступков за определенный промежуток времени. Смысл имеют не факты сами по себе, а то, выражением каких мыслей, чувств, отношений и качеств личности они являются.
Самоанализ—второй способ познания себя. Этот процесс- более сложный, он требует критической оценки фактов, соотнесения их с определенными ценностями. Если самонаблюдение — процесс слежения за тем, что случается, то самоанализ — процесс оценки, почему именно случается, вследствие каких качеств самой личности, что требует широты социального взгляда,
Студент оценивает свою личность с точки зрения всестороннего развития себя как специалиста высшей квалификации, оценивает и психофизические, и профессиональные, и социально-личностные качества. Вот почему самоанализ охватывает не короткие и узкие «кусочки» жизни студента, а более или менее продолжительные периоды, дающие основание для выводов.
Еще более сложным, но и более активным способом самопознания является самоиспытание, которое можно осуществить, участвуя в студенческом строительном отряде, в общественно-организаторской работе, в общении с товарищами по коллективу и других ситуациях. Для испытания профессиональных знаний и умений лучше всего использовать возможности различных форм педагогической практики. Именно здесь можно увидеть себя «глазами учащихся», определить уровень своих знаний, педагогических способностей, культуры, разумеется, в том случае, если самоиспытание сопровождается самонаблюдением и самоанализом. Самоиспытанию можно подвергнуть и особенности своих интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, а также особенности своего темперамента и физических возможностей.
Важным источником самопознания для студента является анализ критических отзывов товарищей, знакомых педагогов и других лиц. Чуткость к высказываниям со стороны — важный показатель зрелости личности. Человек как в зеркале отражается в отношениях к нему других людей. Критика и самокритика в студенческой группе, взаимная доброжелательная требовательность формируют у студента объективную самооценку, требовательное отношение к своей личности .
2. Самостимулирование. Хорошо известно, что знания своих недостатков и достоинств еще не достаточно для возникновения потребности в их преодолении. Необходимы еще такие качества личности, как целеустремленность, развитая воля и т. д. Сильное стимулирующее действие оказывает самокритика. Самокритичность является одним из базовых качеств личности, отсутствие которого влечет за собой самодовольство и самоуспокоенность.
3. Самопрограммирование, или построение плана самовоспитания, может быть осуществлено в разных формах: в виде зафиксированных на бумаге планов или самообязательств, в виде осознанных целей или задач, в виде намерений и др. Для первокурсников наиболее доступными и практически целесообразными бывают письменные варианты планов работы над собой, И не только потому, что в них материализация самовоспитания выступает более наглядно, но и потому, что письменный вариант требует более активной мысли при формулировании задач самовоспитания. Позже, когда процедуры самовоспитания будут освоены, можно будет обойтись и без письменных вариантов планов самовоспитания.
Смотрите также::
Развитие спортивной материально-технической базы
Ульяновской области
Развитие физической культуры и спорта неразрывно связано с материально-технической базой. По состоянию на 1 января 2008 года в Ульяновской области имеется 29 стадионов, 22 плавательных бассейна, 760 спортивных залов и 1073 открытых плоскостных сооружений. Статистические данные показывают, что Ульян ...
Опытно-экспериментальные исследования
возможностей развития детей на уроках ИЗО
С опорой на теоретические положения исследуемого вопроса была разработана следующая концепция по развитию творческих способностей младших школьников на уроках ИЗО, которая представлена в практической части дипломной работы. Практическая часть дипломной работы была осуществлена в средней школе №10 с ...
Структура и сущность дополнительного образования в
системе образовательного единства России
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследов ...