Новое в педагогике » Теоретические вопросы подготовки профессионального воспитания будущего учителя » Методы и средства самовоспитания будущего учителя

Методы и средства самовоспитания будущего учителя

Страница 1

Самовоспитание, утверждают исследователи процесс тонкий, интимный. Это верно. Но верно и то, что это процесс реальный, и при изучении этого явления необходимо знать объективные закономерности его протекания.

Самовоспитание - категория педагогическая. А. С. Макаренко учил, что педагогическое дело - это производство и делать его нужно по технологии производства, а не на сердечных муках. Ваша прекрасная душа при этом говорил А. С. Макаренко, не исчезнет, она будет присутствовать незримо. Купить газоблоки газобетонные блоки цена за куб в москве.

С этих позиций у самовоспитания довольно четкая логическая структура:

- Цели самовоспитания. Они регулируются общественными целями и имеют те же направления: идейно-политическое, нравственное, профессионально-трудовое, эстетическое и т. д.

- Содержание и задачи самовоспитания. Они подразумевают такие поведение и деятельность, которые приводят к достижению целей самовоспитания. А это в большой мере зависит от психических качеств личности — ее интеллектуальной, эмоциональной и практически-волевой сферы.

- Средства самовоспитания. Это своеобразные орудия и способы воздействий на себя, которые опосредуют цели и результат. Главным средством самовоспитания является содержание практической деятельности человека.

- Результаты самовоспитания. Это те изменения, которые происходят в личности или коллективе в результате самовоспитательных воздействий .

Понятие о средствах самовоспитания включает в себя как собственно средства, орудия, предметы, содержание деятельности я т. д, так и способы, благодаря которым эти средства «приводятся в движение».

В роли средств самовоспитания может выступать |очень многое. Поэтому целесообразно делить все возможные средства самовоспитания на главные и дополнительные. Такая градация основывается на выше отмеченной закономерности развития любого качества личности, а именно его обусловленности адекватной формируемому качеству деятельности. Идейно-политические качества формируются в процессе идейно-политической активности самой личности (активности познавательной, эмоциональной и практической); нравственные качества развиваются в процессе обсуждения нравственных проблем, переживания нравственных ситуаций, совершения нравственных поступков; профессиональные умения и навыки образуются в процессе приобретения соответствующих знаний, выполнения профессиональных действий и накопления опыта соответствующих эмоций-отношений и т. д.

Итак, главным условием и средством успеха профессионального воспитания и самовоспитания студента является адекватная реальная (теоретическая и практическая) педагогическая деятельность. Но и в реальной жизни человека достаточно всевозможных ситуаций, которые могут выступать в качестве условий для саморазвития. Использование искусственных ситуаций в целях самовоспитания может быть оправдано только в том случае, когда они применяются как своеобразные учебные упражнения в процессе работы над собой.

К дополнительным средствам самовоспитания относят знакомство с различными видами искусства, предметами культуры и быта, в которых находит отражение человеческая жизнь, чтение книг, например из серии «Жизнь замечательных людей», в которых на высоком философском, идейном и нравственном уровне даны образцы личностей, достойных подражания.

Эти средства, не создавая непосредственного «продукта», выполняют весьма важные функции. Они способствуют формированию правильных социально-этических ориентиров самовоспитания, дают побудительный заряд к такой работе, используются и как эталоны, как критерии для самооценки и разработки планов самовоспитания.

К средствам самовоспитания следует отнести и организационные формы: различные индивидуальные (а в случае группового или коллективного самовоспитания cоответственно групповые или коллективные) планы и самообязательства как в письменных вариантах, так и в виде обещаний коллективу, авторитетным лицам или как осмысленные намерения.

По существу в роли средств самовоспитания выступает все, что можно использовать как орудие самопознания и самовоздействия. А многообразие средств порождает такое же многообразие способов их применения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Проблемы профессионального самоопределения школьника
В процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов: возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию), поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы, сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора, построение ...

Диагностика слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией
Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством слогов. Типы слогов варьируются: открытые [СГ], закрытый [ГС], со стечением [ССГ], [ГСС], [СССГ] в начале, середине и в конце слова. Исследуется возможность произнесения сл ...

Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения
Опыт обучения показывает необходимость специальной подготовки преподавателя к проведению проблемного занятия. Одно из основных требо-ваний – тщательный теоретико-логический анализ учебного материала, кото-рый должен быть усвоен учащимися, разбивка его на отдельные порции и выбор способа структуриро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru