Новое в педагогике » Теоретические вопросы подготовки профессионального воспитания будущего учителя » Методы и средства самовоспитания будущего учителя

Методы и средства самовоспитания будущего учителя

Страница 1

Самовоспитание, утверждают исследователи процесс тонкий, интимный. Это верно. Но верно и то, что это процесс реальный, и при изучении этого явления необходимо знать объективные закономерности его протекания.

Самовоспитание - категория педагогическая. А. С. Макаренко учил, что педагогическое дело - это производство и делать его нужно по технологии производства, а не на сердечных муках. Ваша прекрасная душа при этом говорил А. С. Макаренко, не исчезнет, она будет присутствовать незримо.

С этих позиций у самовоспитания довольно четкая логическая структура:

- Цели самовоспитания. Они регулируются общественными целями и имеют те же направления: идейно-политическое, нравственное, профессионально-трудовое, эстетическое и т. д.

- Содержание и задачи самовоспитания. Они подразумевают такие поведение и деятельность, которые приводят к достижению целей самовоспитания. А это в большой мере зависит от психических качеств личности — ее интеллектуальной, эмоциональной и практически-волевой сферы.

- Средства самовоспитания. Это своеобразные орудия и способы воздействий на себя, которые опосредуют цели и результат. Главным средством самовоспитания является содержание практической деятельности человека.

- Результаты самовоспитания. Это те изменения, которые происходят в личности или коллективе в результате самовоспитательных воздействий .

Понятие о средствах самовоспитания включает в себя как собственно средства, орудия, предметы, содержание деятельности я т. д, так и способы, благодаря которым эти средства «приводятся в движение».

В роли средств самовоспитания может выступать |очень многое. Поэтому целесообразно делить все возможные средства самовоспитания на главные и дополнительные. Такая градация основывается на выше отмеченной закономерности развития любого качества личности, а именно его обусловленности адекватной формируемому качеству деятельности. Идейно-политические качества формируются в процессе идейно-политической активности самой личности (активности познавательной, эмоциональной и практической); нравственные качества развиваются в процессе обсуждения нравственных проблем, переживания нравственных ситуаций, совершения нравственных поступков; профессиональные умения и навыки образуются в процессе приобретения соответствующих знаний, выполнения профессиональных действий и накопления опыта соответствующих эмоций-отношений и т. д.

Итак, главным условием и средством успеха профессионального воспитания и самовоспитания студента является адекватная реальная (теоретическая и практическая) педагогическая деятельность. Но и в реальной жизни человека достаточно всевозможных ситуаций, которые могут выступать в качестве условий для саморазвития. Использование искусственных ситуаций в целях самовоспитания может быть оправдано только в том случае, когда они применяются как своеобразные учебные упражнения в процессе работы над собой.

К дополнительным средствам самовоспитания относят знакомство с различными видами искусства, предметами культуры и быта, в которых находит отражение человеческая жизнь, чтение книг, например из серии «Жизнь замечательных людей», в которых на высоком философском, идейном и нравственном уровне даны образцы личностей, достойных подражания.

Эти средства, не создавая непосредственного «продукта», выполняют весьма важные функции. Они способствуют формированию правильных социально-этических ориентиров самовоспитания, дают побудительный заряд к такой работе, используются и как эталоны, как критерии для самооценки и разработки планов самовоспитания.

К средствам самовоспитания следует отнести и организационные формы: различные индивидуальные (а в случае группового или коллективного самовоспитания cоответственно групповые или коллективные) планы и самообязательства как в письменных вариантах, так и в виде обещаний коллективу, авторитетным лицам или как осмысленные намерения.

По существу в роли средств самовоспитания выступает все, что можно использовать как орудие самопознания и самовоздействия. А многообразие средств порождает такое же многообразие способов их применения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника
Существует достаточно средств и методов для эмоционального развития детей дошкольного возраста, например такие как: 1. Сюжетно-ролевые игры – эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций. 2. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения. 3. Театрализованная ...

Урок литературы как диалог
Осознание уроков литературы как диалога все более утверждается в современной методике преподавания литературы в школе. Тому есть несколько причин. Прежде всего дело в самой сути искусства. Здесь явно действует не схематизм «восходящей лестницы с преодоленными ступенями», но схематизм драматического ...

Контроль за воспитательным процессом
Контроль – это управленческая функция, представляющая собой систему наблюдений, проверок, анализа и оценки соответствия процесса функционирования объекта управления ранее принятым управленческим решениям, зафиксированным в нормативно – правовых актах. Цель контроля – выявление степени соответствия ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru