Части библиотечного фонда размещаются в фондохранилище и по структурным подразделениям библиотеки в целях удобного обслуживания читателей и хранения.
Первый уровень деления фонда - принадлежность к структурному подразделению библиотеки (например, фонд читального зала, абонемента, отдела искусств и т.д.). Затем фонд подразделяется по виду документов (подфонд журналов, и т.д.) Завершающий этап- расстановка документов на библиотечных полках.
Существует несколько видов расстановок библиотечного фонда. Наиболее распространенной является систематически - алфавитная, т.е. все виды документов организованы в фонде в систематическом порядке, т.е. в соответствий с таблицами библиотечной классификации, применяемой в данной библиотеке. В соответствии с классификацией фонд делится на отделы и подотделы:
5 отдел Естественные науки делятся на подотделы:
51. Математика, 52. Астрономия, 53.Физика, 54.Химия и т.д.), внутри которых документы располагаются в порядке алфавита фамилий авторов, а если автор книги не указан или книга написана более чем тремя авторами, то - по алфавиту заглавий.
Порядок расстановки книг на полках помогает сохранять авторский знак, предоставляющий собой условное обозначение начального сочетания букв фамилии автора или заглавия документа, состоящее из первой буквы заголовка библиографической записи и двухзначного или трехзначного порядкового номера ( например: В 64 Вознесенский; В 66 Воищев и т. д.)
Существуют и другие виды расстановок библиотечного фонда. Наиболее часто используются тематическая и предметная расстановки.
При предметной расстановке документы группируются по рассматриваемым в них предметам (аспектам, событиям, явлениям и т. д.), например, в предметный комплекс « Санкт - Петербургу 300 лет» войдет вся литература из фонда библиотеки, содержащая информацию об этом событии. Реже используются в библиотеках формальные расстановки ( форматная, хронологическая, географическая, языковая).
Форматная расстановка применяется главным образом для расстановки журналов, газет, кино - фото - фотодокументов.
Хронологическая расстановка - документы упорядочиваются по времени выхода их в свет.
Географическая расстановка - документы группируются по алфавиту стран, городов, областей.
Языковая - по языкам, на которых издания вышли в свет.
Найти нужную литературу среди миллионов изданий поможет справочно- библиографический аппарат, который является основой всей деятельности библиотеки.
Смотрите также::
Опыт работы учителей - практиков по совершенствованию контроля и оценки знаний,
умений и навыков учащихся
Еще в период обучения грамоте (система развивающего обучения) учитель МОУ лицея №109, г. Екатеринбурга Е.В.Бельдина ставила перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости - зрительному вниманию, которое сливается в одну орфографическую задачу. Но в этот период у нее не получилось система ...
Выявление условий развития познавательного интереса учащихся
с отклонениями в поведении
В психолого-педагогической литературе (С.Я. Беличева, И.А. Невский, А.Г. Хрипкова, В.Г. Степанов) наиболее конфликтогенным периодом в возрастной периодизации отмечен подростковый возраст. Так называемый "переходный период" (И.П. Брязгунова, Е.С. Иванов) имеет свои особенности не только со ...
Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по
профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
В этом параграфе мы рассмотрим проведенный констатирующий эксперимент, цели, задачи и методы эксперимента. С целью анализа и характеристики состояния уровня компьютерной зависимости был проведен констатирующий эксперимент, который проводился в экспериментальных классах, в 7, 9 и 11 классе, где 75 ч ...