Новое в педагогике » Теоретические вопросы подготовки профессионального воспитания будущего учителя » Методы и средства самовоспитания будущего учителя

Методы и средства самовоспитания будущего учителя

Страница 3

Чтобы составить план самовоспитания, необходимо иметь прежде всего достоверную информацию о своей личности, получить которую не так легко. Во-первых, потому, что отсутствуют пока научно обоснованные и удобные для пользования профессиограммы учителей разных специальностей, а во-вторых, потому, что нет и соответствующих удобных методик самопознания.

Между тем если допущены ошибки в исходных ориентирах, то самовоспитание может вовсе не состояться или получить неверное направление. Нетрудно догадаться, какую роль при этом могут сыграть отсутствие самокритичности или чрезмерная самокритичность, завышенная или чрезмерно низкая самооценка. Зачем заниматься самосовершенствованием, если в тебе все хорошо или если в тебе все плохо и ты не веришь в свои силы и возможности самообновления.

Следует различать понятия программы и планирования профессионального самовоспитания. Программа самовоспитания предполагает определение всего возможного содержания изменений в личности безотносительно к конкретному человеку. Планирование же — определение конкретных задач и мероприятий, средств и методов для конкретного человека.

4. Методы и приемы самовоздействия. Система приемов и методов воздействия на свою личность неисчерпаема, для индивидуального творчества здесь нет предела,

В литературе о самовоспитании выделяют следующие наиболее часто встречающиеся приемы самовоздействия.

Самоинструкция. Суть этого приема заключается в том, что студент может сознательно регулировать свое педагогическое поведение, заранее предусматривая свои действия в той или иной педагогической ситуации. Осмысленность поступков оберегает человека от многих возможных ошибок, а накапливаемый при этом опыт развивает привычку обдумывать предстоящие действия. Самоинструкция оказывается чем-то вроде репетиции, предшествующей делу, и в то же время способом объективации своего поведения, управления им. Уже само наличие намерений облегчает человеку ориентировку даже в неожиданной ситуации благодаря тому, что настрой на предстоящее поведение мобилизует внимание и мышление.

Самоинструкция особенно эффективна во время педагогической практики, когда студенты испытывают волнение перед проведением первого самостоятельного урока или перед ответственным выступлением на комсомольском собрании, перед серьезной лекцией в малознакомой аудитории и т. д.

Самоконтроль и самоотчет. В процессе работы над собой студент постепенно овладевает способностью следить за своими поступками как бы со стороны. Причем, в отличне от самонаблюдения, которое фиксирует то, что уже произошло, и заготавливает факты для последующего анализа, самоконтроль сопровождает мысли или действия которые происходят в настоящее время или будут происходить в предстоящем. У него особые функции: не просто воспринимать, видеть, фиксировать происходящее, а давать ему оценку, вносить в него коррективы.

Самоконтроль проистекает из способности контролировать явления во внешнем мире. Будучи освоенными, действия самоконтроля переносятся на поведение и поступки, которые совершает сам человек. На более высоком уровне самоконтроль используется как средство и способ самовоспитания и реализует функции контроля, коррекции и стабилизации качеств личности, деятельности, направленной на свою же личность. Частным проявлением самоконтроля является самонапоминание.

Самоубеждение. На основе анализа фактов своей жизни и благодаря строгим логическим доводам студент может выработать сознательную установку- серьезно взяться за свое дальнейшее развитие. Благодаря самоубеждению можно перестроить самосознание, отношения к различным явлением жизни и, как следствие этого, - собственное поведение. Самоубеждение требует активной, а иногда и нелегкой мыслительной работы, своеобразной дискуссии с самим собой. Выдвигая доводы и контрдоводы, взвешивая «за» и «против», человек устанавливает истину и принимает ее в качестве руководящей идеи в своей жизни и деятельности. Очевидно, что для самоубеждения студент должен обладать достаточной информацией о том, в чем хочет убедить себя (в том числе и информацией для контрдоводов), достаточно реальными способностями анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать и т. д, т. е. процессами мышления. К разновидностям самоубеждения относят самооправдание, если оно обосновано. Правда, обычно оно трактуется как необоснованное, а потому ненужное. Однако и обвинение, и оправдание существуют объективно. Не исключены их субъективные, ошибочные проявления. Но обоснованное самооправдание совершенно необходимо, ибо в противном случае может произойти и необоснованное недоверие к себе, неуверенность в себе со всеми возможными для личности последствиями.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Основные подходы к исследованию виктимности
Виктимность - характеризует предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных обстоятельств. Совокупность относительно устойчивых особенностей личности и поведения человека, определяющая его возможность превратиться в жертву преступления, в криминологии (учение о причинах и условиях соверш ...

Опрос – как важнейшее звено текущего контроля в 8 классах
Насколько важен опрос на уроке при текущем контроле знаний и умений учащихся? Некоторые учителя предлагают резко сократить опрос, ограничиваясь итоговым опрашиванием. Но что, же в этом случае произойдет? При редком опрашивании ученики перестают готовиться к урокам. Не спрашивают, а зачем готовиться ...

Познание и обучение в развитии общества
В историческом развитии общества всегда выступают два процесса: познание окружающего мира - с одной стороны, и обучение подрастающих поколений с другой. На любой ступени развития общества оба процесса представляют непременное условие его существования. Каково соотношение между ними? На первый взгля ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru