Новое в педагогике » Самостоятельная работа как средство организации текущего контроля по алгебре » Процесс оценки знаний

Процесс оценки знаний

Страница 2

Вероятно, под их влиянием свою систему оценок предложил известный екатерининский вельможа и один из создателей систем образования в России - И.И. Бецкий (1764- l795).

В дореволюционной России единая 12-балльная система использовалась во всех военно-учебных заведениях. Её сторонники считали, что у нее есть свои преимущества как по сравнению с громоздкой системой, разработанной Бецким, так и по сравнению с 5-балльной, принятой в гражданских гимназиях, так как она позволяла «оттенять знания воспитанников и побуждала постепенно добиваться лучших результатов».

5-балльная система в гражданском образовании конкурировала и сосуществовала с 3,8, 10,12-балльными системами оценки знаний. Но окончательно прижилась 5-балльная, которая вместе с переводными экзаменами была официально введена в 1837 г. Министерством народного просвещения: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «3»—достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные. Использовали эту систему не очень последовательно: оценки прилежания и успеваемости по балльной системе не выставлялись. В ведомости проверочной, контрольной или экзаменационной писалось: «весьма похвально», «похвально», «хорошо», «весьма посредственно», «убедительно», «скромно», «очень скромно», «плохо», «скверно», «очень плохо». Собственной пятибалльная шкала перед её отменой была не 5-балльной, а 6-балльной, так как начиналась не «1», а с «0».

С момента введения баллов в школьную практику возник вопрос об их правомерности, достоинствах и недостатках. За и против отметок был высказан целый ряд аргументов.

Основные тезисы критиков балльной системы следующие. Нет единицы для сравнения, эталона, с помощью которого можно было бы измерить и объективно оценить знания учащихся. Поэтому учитель не в состоянии правильно и беспристрастно оценить знания и труд ученика. Постановка баллов портит отношения между учителем и учениками, создает почву для постоянных столкновений и обоюдного недоверия. Ученик привыкает видеть в учителе не источник знания, а в первую очередь контролера, который нередко ошибается и которого иногда удается обмануть. Баллы приносят большой вред и самому учителю. Они отвлекают его от основных обязанностей и превращают урок в скучное выспрашивание. Баллы нужны только тогда, когда учитель не понимает своего признания; в этом случае балл позволяет ему легко отделаться от своих непосредственных обязанностей.

Защитники балльной системы также выдвигают свои аргументы. В настоящее время, утверждали они, оценка знаний е помощью баллов — наиболее простое и доступное средство вызвать соревнование между детьми, побудить их систематически заниматься. Они признавали, что существующая форма оценки во многом неудобна и субъективна. Однако отменять её можно, только найдя ей достойную замену, которая обладала бы преимущественно перед балльной системой.

Школьные отметки пытались отменить ещё до революции. Во время недолгого пребывания (1915-1916) на посту министра просвещения П.Н. Игнатьева министерство подготовило проект реформы, в котором предполагало заменить баллы «возможно частыми осведомлениями родителей о случаях неуспеваемости их детей». Также признавалось педагогически целесообразным отменить переводные и выпускные экзамены, награды и медали.

Но сделано это было только постановлением Наркомпроса РСФСР в мае 1918 года. Оно отменяло не только балльную систему оценки знаний, но и перевод из класса в класс на основании оценок. Выдача свидетельств производилась, по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы; запрещались также все виды экзаменов: вступительные, переходные и выпускные. Отменялась индивидуальная проверка учащихся на уроке. Фронтальная устная проверка, письменные работы зачётного характера допускались лишь как крайние средства. В качестве желательных средств рекомендовались: периодические беседы с учащимися по пройденной теме, устные и письменные доклады, отчёты учащихся о прочитанных книгах или статьях, работы, выполненные учеником по его личному вкусу и выбору, ведением рабочих дневников. Вместо традиционной системы контроля основной формой стал самоконтроль, выявление достижений школьного коллектива, а не отдельного ученика. Широкое распространение получили тестовые задания, которые стали считаться одной из самых пригодных форм самопроверки.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Структура процесса
Как говорил Е.А. Аркин, действительная сущность воспитания заключается в создании новых ценных качеств на основе того, что есть в ребенке сильного, здорового, прекрасного, а истинная сущность ребенка заключается в его способности, возможности, стремлении стать лучше, сильнее, совершеннее. И как час ...

Планировка учебного класса для подготовки ЭВМ
1. Место инструктора 2. Центральный блок хранения учебных элементов 3. Центральное место хранение инструментов 4. Экран доска 5. Рабочее место учащегося 6. Ксерокс 7. Сканер 8. Принтер Учебный элемент Наименование: Создание графических изображений с помощью редактора Paint. Профессиональная область ...

История развития игр
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка – дошкольника и потому рассматривается советскими педагогами как одно из главных средств воспитания. Возникновение подвижных игр, как и игр вообще, уходит в далекое прошлое. Каждый народ создавал свои национальные игры. В.В. Гориневский отмечал: «У всех ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru