Цель:
выявить изменился ли уровень развития коллективизма у школьников, проанализировать поделанную работу, направленную на формирование и коррекцию данного чувства у учащихся.
Для проведения диагностической работы были взяты те же две группы детей по десять человек: экспериментальная и контрольная.
Для реализации поставленной цели были использованы различные методики, опросники и тесты.
С целью диагностики микроклимата класса использованы такие методики как « Социометрия» и «Референтометрия».
Поскольку люди, входящие в группу, не могут находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу, необходимо выявить положение каждого члена группы в отдельности.
Это позволила сделать «Социометрическая методика».
«Социометрия»
Цель.
Выявить микроклимат в группе, симпатии и антипатии детей в группе.
Ход.
Учащимся была предложена следующая инструкция: представьте себе, что каждому из вас предоставляется возможность по своему желанию определить состав вашего класса. Вам необходимо ответить на несколько вопросов.
В итоге были получены следующие результаты:
Экспериментальная группа
10% учащихся – «аутсайдеры»: Коркин Евгений, и 20% относятся к группе «лидеров» – Евсеев Вячеслав, Гуляев Сергей.
Контрольная группа
10% учащихся – «аутсайдеры»: Пересыпкина Елена, и 20% относятся к группе «лидеров» - Скибин Игорь, Тупицин Алексей.
Лидер.
Экспериментальная группа 20%
Контрольная группа 20%
Аутсайдер.
Экспериментальная группа 10%
Контрольная группа 10%
Уровни |
Критерии |
% |
Лидер |
- член класса, получивший от остальных наибольшее число выборов. |
Э 20 К 20 |
Аутсайдер |
- вызывает к себе наибольшую антипатию, это тот, кто получил больше всего отклонений. |
Э 10 К 10 |
Таким образом, мы видим, что в экспериментальной группе появился еще один явный лидер, эти учащиеся вызывают доверие и уважение среди сверстников. Полученные результаты свидетельствуют о изменении уровня сплочённости коллектива.
Для определения круга лиц, чьё мнение важно и значимо в группе (референтной группе) использовалась методика «Референтометрия». Данная методика сходна с вышеописанной методикой «Социометрия».
«Референтометрия»
Цель.
Выявить микроклимат в группе, выявить «звезду», «принебрегаемых» а также группу лиц, к мнению которых прислушиваются остальные (референтная группа).
Ход.
Учащимся предлагалось оценить определённые качества, предложенные им, соотнести их с каждым членом группы.
Данные, полученные в ходе опроса, были соотнесены с данными «Социометрической методики», что позволило получить следующие результаты:
Экспериментальная группа
К категории предпочитаемых относится 30% учащихся – Гуляев Сергей, Дрыгина Марина, Горобец Артур.
К звёздам относятся 10% учащихся – Евсеев Вячеслав.
Контрольная группа
Смотрите также::
Общее и особенное в генезисе воспитания и школы
Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5 тысячелетию до н. э. Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Э ...
Работа над правильной постановкой логических ударений
Большое значение для выразительного чтения имеет правильность, точность логических упражнений. Для того, чтобы предложение приобрело определенный смысл, необходимо силой голоса выделять важное по значению слово в ряду остальных Смысл изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударе ...
Использование модульно-рейтинговой системы оценки
речевых умений и языковых навыков
Если новые цели и содержание образования по иностранным языкам на ближайшую перспективу сформулированы и зафиксированы в Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта по предмету, то поиск новых форм обучения продолжается. Современный учебный процесс в школе немыслим без изучен ...