Новое в педагогике » Специальная педагогика и специальная психология » Причины и условия деформации личностного развития ребенка

Причины и условия деформации личностного развития ребенка

Страница 1

Источники и механизмы развития личности ребенка

В академической науке устоявшимся является положение о сис­темной детерминации развития личности, в схеме которой выде­лено три основных фактора: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общест­венных отношений (А. Г. Асмолов). Причем речь идет не о парал­лельных линиях программ жизни личности, а об их сложном взаимодействии и взаимообусловленности в ходе развития чело­века. Системообразующим основанием в детерминации развития личности выступает совместная деятельность. Природные, инди­видные свойства и социальная среда не являются «внешними орами», действующими по принципу «больше - меньше». Их пре­образования, влияющие на развитие личности, неотделимы в жизни личности от преобразований самой деятельности.

В теории к настоящему времени сформулированы доминанты развития. Это культура,-ведущая деятельность, сознание, поведе­ние, опыт, потребность и т.д. Выделены различные аспекты раз­вития. Однако развитие человека - процесс сложный, многоплано­вый, не всегда поступательный, линейный, прогрессивно управляе­мый и регулируемый. Все планы развития взаимосвязаны друг с другом, каждый обладает собственным потенциалом и заимствует этот потенциал у других (В. П. Зинченко).

До недавнего времени в психологических исследованиях при­оритет отдавался функциональному развитию, а личностное, ду­ховное развитие не принималось во внимание. Да и в педагогиче­ской практике, в обыденном сознании доминировала установка на развитие отдельных психических функций: мышления, памяти, интеллекта в целом, формирование практических умений и навы­ков. Однако вне духовного развития стало ущербным и функцио­нальное.

Проблемы в развитии ребенка, ущербность, деформации, на­рушения обусловливаются множеством взаимодействующих фак­торов, причин и условий, которые рассматриваются различными научными направлениями с разных теоретических позиций: пси­ходинамических, социодинамических, интеракционистских. В оте­чественной и зарубежной психологии имеется значительное коли­чество теоретических построений, экспериментальных и эмпири­ческих данных, накоплен большой клинический и педагогический опыт, содержащий анализ механизмов развития человека, причин и условий возможных нарушений и деформации психического и личностного развития ребенка в отдельные периоды его жизни.

Сущность развития учеными понимается неоднозначно. В оте­чественной науке сегодня становится приоритетной концепция, рассматривающая развитие не как усвоение, присвоение, послуша­ние, а как саморазвитие, самостроительство, творчество самого себя (С.Л.Рубинштейн, В. П. Зинченко, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь и др.). Откуда для этого берутся источники? Каждый человек обладает собственной самостью, что и создает неповторимость его развития. Самость не всегда положительна. Но она есть и может многократно усиливаться или гаситься природными, национальными, культурно-историческими условиями, на фоне которых происходит развитие. В психологии развития в рамках научной школы Л.С.Выготского содержатся подходы к пониманию «тайны развития», условий формирования человеком себя, самостроительства себя (Б. Д. Эльконин).

Чем вызваны различия детей и как эти различия влияют на их Развитие? К настоящему времени накоплено достаточно данных, которые имеют не только теоретический, но и практический ин­терес.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Понятие, этиология, возможные причинные факторы возникновения «Раннего детского аутизма»
Ранний детский аутизм (классический аутизм или синдром Каннера) – отклонение в психическом развитии ребенка, включающее не одну дисфункцию. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Главным проявлением аутизма является нарушение ...

Последовательность развития чувства коллективизма у школьников
С точки зрения психологии существует пять основных периодов развития чувства коллективизма. Хотя они и схожи с этапами развития коллектива, существуют и определенные различия. Итак, первая ступень развития чувства коллективизма – «песчаная россыпь», то есть это стадия, на которой незнакомые или мал ...

Общая характеристика методов обучения
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися зна-ниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обу-чения. Педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов обуч ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru