План урока (технологическая карта занятия) - учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учащихся, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.
Перечень учебно-производственных работ по профессии определяет работы, выполняемые учащимися в целях овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой производственного обучения .
Разработка учебно-методического обеспечения педагогом – это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения. Этот выбор личных предпочтений педагога. Практически это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность, которую педагог не фиксирует до тех пор, пока не начинает составлять календарно-тематический план или план учебного занятия.
Поскольку этот процесс связан с выбором форм, методов, средств обучения, рассмотрим их более подробно.
В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, навыками и умениями, на их воспитание и развитие в процессе обучения.
Чтобы эффективнее использовать методы обучения, необходимо представить их в определенной системе, отражаемой в соответствующей классификации. Широко применяемые в педагогической практике методы, выделяемые по источникам передачи и приобретения знаний и умений, включают:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой и инструктивными материалами и др.);
- наглядные (демонстрация наглядных пособий, кино- и видеофильмов, наблюдения и др.);
- практические (упражнения, лабораторно-практические работы и др.).
В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, выделяют методы приобретения знаний, формирования навыков и умений, применения знаний, закрепления, проверки знаний, навыков и умений.
В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся выделяют методы, объединяемые в две группы: репродуктивные и проблемно-поисковые.
Методы обучения как способ осуществления учебного процесса условно можно рассматривать в трех аспектах:
- общедидактическом;
- частно-дидактическом;
- частно-методическом (частные методики).
Общедидактический аспект отражает объективную сущность, требования и дидактические возможности метода, характерные для него как такового, независимо от периода учебного процесса.
Частно-дидактический аспект отражает общую характеристику метода в специфических условиях его применительно к периоду учебного процесса, а также особенности содержания обучения.
Частно-методический аспект основывается на общедидактических и частно-дидактических характеристиках методов и отражает частные методики изучения конкретных предметов.
Классификацию методов обучения рассмотрим на двух уровнях:
- общедидактическом;
- частно-дидактическом.
Общедидактическими методами являются:
- информационно-рецептивный;
- репродуктивный;
- эвристический;
- исследовательский.
Информационно-рецептивный метод (или объяснительно-иллюстративный) состоит в том, что педагог с помощью различных средств предъявляет информацию в «готовом» виде, а учащиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают.
Репродуктивный метод основан на предъявлении педагогом сначала «готовой» информации, затем заданий, предполагающих воспроизведение учащимся знаний и способов деятельности.
Эвристический метод - (частично-поисковый) - предполагает восприятие учащимися информации в процессе поиска решения проблемы при непосредственном участии педагога.
Исследовательский метод реализуется через самостоятельное выполнение учащимися (индивидуально или коллективно) исследовательских заданий, предлагаемых педагогом .
Частно-дидактическими методами являются:
- перцептивные;
- методы развития познавательной активности учащихся;
- методы проверки качества усвоения знаний, умений и навыков.
Перцептивные методы обучения различаются по виду источников знаний. К этой группе относятся словесные, наглядные и практические методы обучения.
Словесные методы обучения применяются педагогом при изложении, объяснении, обобщении, систематизации учебного материала посредством слова. К словесным методам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, инструктаж и др.
Смотрите также::
Процесс формирования навыков устного выступления оратора
На уроках русского языка и литературного чтения ребёнок учится устному выступлению, общению. Основной вид человеческой деятельности – речь монологическая, диалогическая. Учащиеся начальных классов необходимо научить устной речи. А чтобы это сделать, учителю нужно знать очень многое, что касается ус ...
Функции, структура и динамика семьи
Отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой, общественно необходимой; семья, будучи включенной в социаль ...
Социальная ответственность педагогов
Социальная роль российских педагогов в современную эпоху особая. Она определяется следующими обстоятельствами. Российское общество в течение последних 15—20 лет с переменным успехом осуществляет длительный и сложный процесс изменений своего жизнеустройства, по замыслу изначально ориентированный на ...