Новое в педагогике » Разработка программно-методического комплекса по дисциплине "Компьютерные коммуникации и сети" » Методологические и методические основы разработки программно-методического комплекса как дидактического средства

Методологические и методические основы разработки программно-методического комплекса как дидактического средства

Страница 2

Под системой учебно-методического обеспечения следует понимать планирование, разработку и создание оптимального комплекса учебно-программной, учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного обучения учащихся в рамках времени и содержания, определяемых государственным стандартом.

При определении критериев и содержания системы учебно-методического обеспечения процесса обучения необходимо исходить, прежде всего, из учебной программы, отражающей требования государственного образовательного стандарта, определяющей проект содержания учебного процесса по предмету, профессии в соответствии с современными требованиями.

Система, комплекс учебно-методической документации и средств обучения, должна охватывать все основное содержание программного материала.

Системность в данном случае выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме (разделу) учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом средств обучения и необходимой документацией, позволяющей качественно осуществить учебный процесс.

Систему учебно-методического обеспечения можно рассматривать в традиционном и инновационном построении (см. в таблице 1.1).

Таблица 1.1

Традиционное и инновационное построение системы учебно-методического обеспечения

Компонент учебного процесса

Традиционное

построение

Инновационное

построение

Цели

Качество результатов обучения, социально-экономическая ориентация целей образования (удовлетворение потребности государства и общества в квалифицированных кадрах).

Развитие личности; удовлетворение потребности личности в образовательных услугах; Личностно ориентированное образование: самостоятельный выбор темпа обучения, последовательности обучения, уровня усвоения при условии достижения уровня стандарта.

Содержание

Стандарт содержания по образовательным областям в системе общего образования, стандарт содержания по циклам дисциплин, закрепленный в содержательных параметрах квалифицированной характеристики профессии (специальности) в вузе (ГОС). Рабочая учебная программа и перспективно-тематический план, вытекающие из требований стандарта содержания.

Сочетание стандартизации и личностной ориентации при отборе содержания; избирательность содержания; взаимозаменяемость тем; вопросов; литературы; задания по выбору;

Блочно-модульное структурирование содержания в целях реализации учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся, студентов.

Средства

Средства обучения, вытекающие из традиционных целей и обязательных компонентов содержания.

Средства учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся, студентов, информационные технологии обучения (увеличение использования компьютеров, компьютерных программ по предметам, использование сети, компьютерная диагностика, использование учебников на магнитных носителях, мультимедиа).

Методы

Объяснительно-иллюстративные методы;

Методы, вытекающие из традиционных целей, содержания, средств обучения.

Репродуктивные методы (работа по образцу, который показывает педагог).

Метод творческих заданий; групповые методы учебной работы; избирательность приемов выполнения учебных действий; метод рефлексии; исследовательские, проблемные методы, проектные, самостоятельная работа учащихся; метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы учащихся на опережающей основе.

Формы организации

Классно-урочная система (урок, экскурсия, кружок, факультатив, консультация, домашняя работа).

Лекционно-семинарская работа (различные виды лекционных занятий, семинарских занятий, лабораторно-практических работ, практикумов, видов практики).

Уроки погружения, творческие недели, формы индивидуализированного обучения, виды инновационных уроков (уроки соревнования, уроки – публичные формы общения, уроки-имитации деятельности учреждений, организаций).

Условия

Руководство учебно-познавательной и учебно-познавательной деятельностью учащихся. В данных условиях педагог-организатор и управитель. Условия не равноправные.

Обучение в условиях учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся. В данных условиях педагог – равноправный сотрудник, консультант, технолог, создающий средства обеспечения самостоятельной работы учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Методические аспекты психолого-педагогической работы школьного библиотекаря
Технология психолого-педагогической работы библиотекаря предполагает разработку и реализацию специальных программ и учебных материалов. Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к детям разного возраста. Мы считаем, что эти принципы являются вполне актуальным ...

Методы профессиональной ориентации
В профессиональной ориентации молодежи используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки и т.п. – такие методы называются информационно-справочные. Но поподробн ...

Формирование пространственных представлений в онтогенезе
Многие авторы, занимающиеся, проблемой изучения пространственных представлений относят их к базису, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов – письмо, счет, чтение и т.д. Основой для исследования базовых составляющих психического развития являются работы А.В.Семенови ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru