Новое в педагогике » Разработка программно-методического комплекса по дисциплине "Компьютерные коммуникации и сети" » Методологические и методические основы разработки программно-методического комплекса как дидактического средства

Методологические и методические основы разработки программно-методического комплекса как дидактического средства

Страница 7

Наряду с уроком в профессиональных образовательных учреждениях применяются занятия.

Занятие - это аудиторная, отличная от урочной, организационная форма обучения, которая может проводиться с одной учебной группой, ее частью или несколькими учебными группами одновременно.

Из наиболее часто встречающихся видов занятий можно выделить:

- лекции;

- семинары;

- лабораторно-практические занятия.

Лекции и семинары применяются в теоретическом обучении.

Лабораторно-практические занятия делятся на:

- иллюстративные;

- исследовательские;

- комплексные.

Наиболее часто встречающимися внеаудиторными занятиями, различающимися по дидактическим целям, являются:

- консультации;

- экскурсии;

- самостоятельная работа учащихся;

- производственное обучение на предприятии.

Консультация - это форма организации процесса обучения вне урока для одного или группы учащихся по выяснению непонятных или сложных вопросов, тем, разделов программы в процессе изучения учебной дисциплины. В переводе с латинского консультация означает совет, даваемый специалистом.

Экскурсия - это посещение и изучение реальных объектов (предприятие, музей и т.п.) с образовательной целью. В зависимости от целей обучения различают ознакомительные, иллюстративные и обобщающие экскурсии.

Самостоятельная работа. Сущность самостоятельной работы учащихся заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности. Она является одним из важных средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе и в этом состоит ее основная дидактическая цель. Самостоятельная работа учащихся складывается из работы с книгой, составления конспектов, подготовки докладов, выполнения домашних, курсовых и дипломных работ .

Производственное обучение на предприятии проводится с целью закрепления и усовершенствования учащимися важнейших навыков и умений при выполнении комплексных работ.

В дипломной работе при разработке методического обеспечения мы использовали такие формы обучения, как уроки теоретического обучения и практического обучения (лабораторно-практические занятия).

Средства контроля применяются независимо от традиционной или инновационной системы учебно-методического обеспечения.

Качественная реализация требований ГОС НПО связана с созданием современных средств контроля качества подготовки учащихся, выпускников. При этом по предмету должна быть подготовлена программа контроля, ориентированная на проверку степени достижения требований стандарта в реальном учебном процессе. В эту программу должны быть включены планируемые формы промежуточной аттестации учащихся - контрольные работы, зачеты по отдельным темам, разделам, зачетные уроки по практическим, лабораторным занятиям.

Эти формы контроля обеспечиваются составлением перечней контрольных вопросов, формированием эталонов ответов (алгоритмов выполнения тех или иных действий), разработкой процедуры контроля, средств его проведения. Предпочтение во многих случаях отдается вопросам тестового характера, позволяющим наиболее объективно оценить достижения учащихся.

Разработка средств контроля возлагается на педагогов с обеспечением согласования всех планируемых форм контроля по изученным предметам данной профессии. Также должна быть предусмотрена экспертиза, контроль заданий, вопросов, ситуационных задач другими педагогами, работающими по данной профессии.

Выбор методов образовательной деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:

- закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;

- общих целей обучения, воспитания и развития человека;

- конкретных образовательно-воспитательных задач;

- уровня мотивации обучения;

- особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;

- содержания материала;

- времени, отведенного на изучение того или иного материала;

- уровня подготовленности учащихся;

- возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- сформированности у учащихся учебных навыков;

- типа и структуры занятия;

- количества учащихся;

- интереса учащихся;

- взаимоотношений между педагогом и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);

- материально-техническое обеспечение, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

- особенностей личности педагога, его квалификации.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий педагог принимает решение о выборе конкретного метода обучения или их сочетания для проведения занятия.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Смотрите также::

Коммуникативная направленность работы по развитию речи ребенка с аутизмом
У детей с аутистическими проявлениями наблюдается нарушение социального взаимодействия и способности к общению. Процесс социализации детей с аутизмом, затрудняет специфическое развитие речи, которое характеризуется малым запасом слов, уходом от речевого общения, нечеткостью произнесения слов и друг ...

Роль коммуникативных заданий при обучении английскому языку
Процесс обучения и учения представляет собой решение целого ряда коммуникативных задач, предлагаемых учителем, решая которые, учащиеся выполняют речевые и неречевые действия, вступают в контакт друг с другом, с группой учащихся или с учителем, пытаясь найти правильные пути решения поставленной комм ...

Сущность понятия профессионального самовоспитания учителя
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему н ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru