Способность видеть, т.е. ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора называется зрением.
Впечатление о внешнем мире, формирование представлений о реально существующих предметах и явлениях мозг получает через зрение.
С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе (важное значение в процессе обучения ребёнка - овладение грамотой, карта - зрительно-пространственные представления).
Оптическое восприятие осуществляется зрительным анализатором, который представляет сложную нервно рецепторную систему, реализующую восприятие и анализ зрительных раздражений.
Характерные особенности зрительного восприятия: дистантность, мгновенность, одновременность и целостность обозрения окружающего мира.
Структурно и функционально – это самый сложный и совершенный орган. Он взаимодействует с двигательным, тактильным, обонятельным и слуховым анализаторами; образует с ними сложные динамические системы связей.
Зрительный анализатор состоит из периферического отдела (глаза), проводникового (зрительный нерв, зрительные и подкорковые изменения) и центрального отдела (зрительные зоны коры головного мозга, расположенные в затылочной области).
Нарушение деятельности зрительного анализатора вызывает у ребёнка значительные затруднения в познании действительности, ограничиваются общественные контакты, ограничивается возможность заниматься различными видами деятельности.
Нарушения зрительного анализатора могут быть вызваны в силу врождённых или приобретённых влияний
Причины- Врожденные нарушения. |
Причины- Приобретённые нарушения. | |
Воздействие: - патогенные агенты в период эмбрионального развития (токсо-плазмоз, нарушение обмена ве-ществ, воспалительные процесс-сы, инфекционные заболевания); - наследственность. Форма проявления – микрофтальм – грубое структурное изменение глаза, характерное уменьшение размеров одного или обоих глаз и значительного понижения зрения; - анофтальм – врожденное безглазие. Врожденные изменения: - катаракта – самая распрост-раненная форма врождённого изменения органа зрения – помутнение хрусталика; - пигментная дистрофия (деге-нерация) сетчатки, характеризу-ется сужением поля зрения до полной его потери; - астигматизм – аномалия рефракции, т.е. преломляющей способности глаза. - доброкачественными врож-дёнными мозговыми опухолями; -заболевания матери на ранних этапах беременности. |
(Распространены меньше в России, связано с профилак-тическими мерами); - заболевания - оспа, трахома, сифилис, туберкулёз глаз; - детские заболевания: корь, скарлатина, дифтерия; - внутричерепные и внутри-глазные кровоизлияния; - травмы головы (вследствие родов, травматическое повреж-дение мозга); - травма глаза (в послеродовом периоде); - приобретённая катаракта (следствие травмы); - тяжелое заболевание, связан-ное с повышением внутри-глазного давления и измене-ниями в тканях - глаукома (поте-ря зрения); - атрофия зрительного нерва – характеризуется нарушением связи между сетчаткой и зрительными центрами глаза; - заболевание ЦНС (менингит, менинго-энцефалит), осложнён-ное после общих заболеваний организма (грипп и др.). |
Патологические процессы таких текущих заболеваний как глаукома, атрофия зрительного нерва, мозговые опухоли долгое время не проявляя себя, могут постепенно ухудшить состояние зрительных функций и затем вызвать резкое падение уровня зрения.
Смотрите также::
Теоретические основы исследования образного мышления
В психологии мало изучены разновидности образного мышления, формирующиеся под влиянием разных систем знаний, методов познания, условия развития образного мышления, роль образного мышления в формировании понятий. В частности, образное мышление понимается как процесс работы мысли с внешними и внутрен ...
Игра как вид обучающей деятельности
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: целеполагания; планирования; реализации цели; анализа результато ...
Управление учебным процессом при изучении темы «Прямоугольный треугольник» в
курсе девятилетней школы
Успех в решении задач по геометрии во многом зависит от профессионального уровня учителя и степени заинтересованности и подготовленности школьников. Обучение в 7–8 классах является в значительной мере ориентированным. На этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и о ...