Новое в педагогике » Развитие познавательного интереса » Выявление уровней развития познавательных интересов учащихся-подростков

Выявление уровней развития познавательных интересов учащихся-подростков

Страница 1

Изучение познавательных интересов в процессе опытно-экспериментальной работы позволило нам установить различия в интересах учащихся, определить отличительные особенности каждой из выявленных групп, а ток же установить уровень их познавательных интересов.

Учитывая, что дифференцировать познавательные интересы учащихся при помощи только эксперимента довольно сложно, мы попытались выявить проявления познавательных интересов в живом процессе учения, в реальных повседневных ситуациях, когда можно запечатлеть не только одно краткое действие, а всю систему учебной работы.

С этой целью проводилось анкетирование учителей (12 человек) СШ №50, обучающих подростков 7-х классов .

Предполагалось выяснить:

мнение учителей о том, следует ли считать сформированность познавательных интересов у школьников обязательным условием их успешного обучения;

знакомы ли учителя с понятием «познавательный интерес», с физиологическими, педагогическими и психологическими основами этого понятия;

какую литературу по проблеме познавательного интереса изучали учителя и удовлетворены ли они своей педагогической деятельностью в области развития у школьников познавательного интереса к своему предмету.

Анализ проведённых исследований показал, что 38% (4 человека) опрошенных учителей отрицают необходимость развития интереса, и более того, сознательно исключают из учебного процесса методы его активизации. Индивидуальные беседы и посещение уроков дают возможность отметить, что большая часть учителей (3 человека, 25%) отличается жёстким авторитарным стилем преподавания и, несмотря на достаточно высокий уровень владения учебным материалом, создают у учащихся по отношению к себе и своему предмету негативное отношение.

Учителя с установившейся отрицательной установкой на познавательный интерес не способны правильно воспринимать информацию об этом понятии. Примечательна фраза учителя с большим педагогическим стажем: "Здесь им не цирк! Здесь они знания приобретают и нечего их фокусами развлекать".

Некоторые учителя считают сформированность познавательного интереса у школьников обязательным условием их успешного обучения, могут объяснить сущность понятия «познавательный интерес» и читают психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме познавательного интереса. Но не многие владеют методическими умениями в области формирования познавательного интереса учащихся и поэтому не у всех учеников сформирован стойкий познавательный интерес. Лишь немногие учителя удовлетворены своей работой в области развития у школьников интереса к своему предмету.

Для решения специальной задачи выявления уровней познавательного интереса помимо анкеты и «методики с конвертами» (§2.1) мы применяли метод беседы с учителями (12 человек). Они дали общую характеристику познавательного интереса учащихся, а так же краткую характеристику интересов каждого ученика.

Характеристика учеников, их интересов, которую дали учителя, обнаружила очень пеструю картину уровней интересов учащихся в одном и том же классе, но она весьма не точна. Так, ученица 7 класса Настя М. характеризуется классным руководителем (учитель русского языка и литературы) как способная, прилежная ученица со сложившимися глубокими интересами. По словам учителей математика и физики, она ленива, неорганизованна, у неё нет интереса к учению, часто отвлекается. Таким образом, один и тот же ученик может иметь различный уровень развития познавательного интереса по разным предметам. Общая картина уровней интересов учащихся в одном и том же классе неоднородна.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Психология мыслительного процесса и его фазы
Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. с динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное само ...

Построение изображений в линзах
В учебнике Пурышевой ход лучей в линзах представлен на рисунке Рис. 28 Пурышева 7 класс Рассматривается только построение изображения точечного источника света. А построение изображение предмета остаётся совершенно не раскрытым. Это является серьёзным недостатком. В учебнике Пинского рассматриваетс ...

Психологическая характеристика исследуемых групп
При оценке мышления у подростков и юношей следует иметь в виду важное обстоятельство: то, что этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логические, уже достаточно развиты. Это обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к подростковому и юношескому ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru