Новое в педагогике » Развитие познавательного интереса » Выявление уровней развития познавательных интересов учащихся-подростков

Выявление уровней развития познавательных интересов учащихся-подростков

Страница 1

Изучение познавательных интересов в процессе опытно-экспериментальной работы позволило нам установить различия в интересах учащихся, определить отличительные особенности каждой из выявленных групп, а ток же установить уровень их познавательных интересов.

Учитывая, что дифференцировать познавательные интересы учащихся при помощи только эксперимента довольно сложно, мы попытались выявить проявления познавательных интересов в живом процессе учения, в реальных повседневных ситуациях, когда можно запечатлеть не только одно краткое действие, а всю систему учебной работы.

С этой целью проводилось анкетирование учителей (12 человек) СШ №50, обучающих подростков 7-х классов .

Предполагалось выяснить:

мнение учителей о том, следует ли считать сформированность познавательных интересов у школьников обязательным условием их успешного обучения;

знакомы ли учителя с понятием «познавательный интерес», с физиологическими, педагогическими и психологическими основами этого понятия;

какую литературу по проблеме познавательного интереса изучали учителя и удовлетворены ли они своей педагогической деятельностью в области развития у школьников познавательного интереса к своему предмету.

Анализ проведённых исследований показал, что 38% (4 человека) опрошенных учителей отрицают необходимость развития интереса, и более того, сознательно исключают из учебного процесса методы его активизации. Индивидуальные беседы и посещение уроков дают возможность отметить, что большая часть учителей (3 человека, 25%) отличается жёстким авторитарным стилем преподавания и, несмотря на достаточно высокий уровень владения учебным материалом, создают у учащихся по отношению к себе и своему предмету негативное отношение.

Учителя с установившейся отрицательной установкой на познавательный интерес не способны правильно воспринимать информацию об этом понятии. Примечательна фраза учителя с большим педагогическим стажем: "Здесь им не цирк! Здесь они знания приобретают и нечего их фокусами развлекать".

Некоторые учителя считают сформированность познавательного интереса у школьников обязательным условием их успешного обучения, могут объяснить сущность понятия «познавательный интерес» и читают психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме познавательного интереса. Но не многие владеют методическими умениями в области формирования познавательного интереса учащихся и поэтому не у всех учеников сформирован стойкий познавательный интерес. Лишь немногие учителя удовлетворены своей работой в области развития у школьников интереса к своему предмету.

Для решения специальной задачи выявления уровней познавательного интереса помимо анкеты и «методики с конвертами» (§2.1) мы применяли метод беседы с учителями (12 человек). Они дали общую характеристику познавательного интереса учащихся, а так же краткую характеристику интересов каждого ученика.

Характеристика учеников, их интересов, которую дали учителя, обнаружила очень пеструю картину уровней интересов учащихся в одном и том же классе, но она весьма не точна. Так, ученица 7 класса Настя М. характеризуется классным руководителем (учитель русского языка и литературы) как способная, прилежная ученица со сложившимися глубокими интересами. По словам учителей математика и физики, она ленива, неорганизованна, у неё нет интереса к учению, часто отвлекается. Таким образом, один и тот же ученик может иметь различный уровень развития познавательного интереса по разным предметам. Общая картина уровней интересов учащихся в одном и том же классе неоднородна.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Исследование отношения детей и учителей к дидактическим играм на уроках математики
Согласно опросу игровые технологии наиболее предпочитаемы в использовании на уроках математики, как среди учителей, так и среди учащихся-практикантов. По их мнению, игра одна из педагогических инноваций, использование которой способствует лучшему усвоению материала и всестороннему развитию личности ...

Урок систематизации и обобщения знаний. Нетрадиционный урок по теме «Основы термодинамики»
Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Основы МКТ», используя их творческий потенциал; развитие учебно-познавательных потребностей учащихся при обучении физике. Тип урока: нетрадиционный урок в форме игры. Эпиграф к уроку: « .Может собственных Платонов И быстрых разумом Невтоно ...

Принцип гюйгенса
Эта тема наиболее обширно и понятно раскрыта в учебнике Касьянова. В нем не только представлен рисунок, но и приведено описание всех его элементов. В то время, как в учебнике Мякишева дан рисунок, который не в полной мере отражает данный принцип, что значительно усложняет понимание его учащимися, к ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru