Новое в педагогике » Процесс организации учебного цикла в ВУЗе на примере юридических дисциплин » Особенности проведения практических занятий

Особенности проведения практических занятий

Страница 1

После прочтения лекции преподаватель продолжает собирать дополнительный материал для лекции и совершенствует свое мастерство. Методические рекомендации по подготовке и проведению теоретических семинаров

Провести семинарское занятие на высоком профессиональном уровне - задача еще более сложная, чем прочитать такую лекцию. *На занятиях необходимо создавать условия для свободного обмена мнениями, бесстрашных поисков истины . учащийся должен открывать истину для себя каждый раз "заново"», — отмечал А.В. Луначарский.

Семинар - это форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя. В дидактике семинар рассматривается как один из видов практического занятия.

Особенности семинаров (по сравнению с лекциями) заключаются в следующем:

• семинар проводится в академической группе, а она стабильна на все годы учебы слушателя;

• в семинаре самые непосредственные отношении преподавателя и слушателя.

Семинарские занятия получили свое название от латинского слова seminarium, что означает рассадник. Они проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений преподавателей.

В современной высшей школе семинар наряду с лекцией относится к основным формам организаций учебного процесса и выполняет три функции: познавательную, воспитательную и контрольную.

Семинары являются и самостоятельной формой обучения слушателей (студентов). Они углубляют их знания, приобретенные на лекциях, и способствуют самостоятельной работе с нормативным материалом, специальной учебной и юридической литературой, опубликованной судебной практикой. Именно на семинаре раскрываются сильные и слабые стороны в подготовке слушателей. Здесь преподаватель имеет возможность систематически анализировать и оценивать уровень работы группы в целом и каждого слушателя, соответствующим образом реагируя на негативные стороны процесса освоения дисциплины и добиваясь тем самым систематической работы слушателей над первоисточниками, опубликованной судебной практикой, повышения их внимании к лекционному курсу.

Виды семинаров с точки зрения используемых методов подразделяют: вопросно-ответный семинар; развернутая беседа; семинар с использованием докладов; семинар с использованием рефератов; теоретическая конференция в группе или потоке; семинар пресс-конференция; комментированное чтение первоисточников; семинар по методу «малых групп»; семинар-экскурсия; семинар-дискуссия; семинар - деловая игра; семинар-контрольная; семинар-коллоквиум.

Каждый из перечисленных видов имеет как преимущества, так и недостатки. Преподаватель в зависимости от темы сам выбирает семинар, который лучше подходит к теме. По правовой (судебной) бухгалтерии чаще всего используются вопросно-ответный семинар, деловая игра и развернутая беседа. Рекомендуется варьировать виды семинаров, постепенно усложняя их в процессе прохождения курса. Например, первые занятия можно проводить в форме вопросно-ответного семинара, семинара-беседы, затем перейти к обсуждению докладов, рефератов, а затем к деловой игре — решению конкретных задач, деловых ситуаций, исследованию документов учета. Со следующего семинара можно применять семинар-контрольную. Вообще для правовой (судебной) бухгалтерии применяют так называемый смешанный вид семинара, при котором используются элементы перечисленных выше видов.

Это связано в первую очередь с небольшим объемом часов, отведенных на семинарские занятия.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Диагностика слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией
Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством слогов. Типы слогов варьируются: открытые [СГ], закрытый [ГС], со стечением [ССГ], [ГСС], [СССГ] в начале, середине и в конце слова. Исследуется возможность произнесения сл ...

Решение ситуационных производственных задач
Этот метод используется для формирования у учащихся профессио-нальных умений. Основным дидактическим материалрм служит ситуацион-ная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные количественные данные) и вопрос (задание), поставленный перед учащими-ся. Ситуационная задача до ...

Управление самостоятельной деятельностью учащихся
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Управление самостоятельной деятельностью присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование под влиянием ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru