Новое в педагогике » Процесс организации учебного цикла в ВУЗе на примере юридических дисциплин » Особенности проведения практических занятий

Особенности проведения практических занятий

Страница 1

После прочтения лекции преподаватель продолжает собирать дополнительный материал для лекции и совершенствует свое мастерство. Методические рекомендации по подготовке и проведению теоретических семинаров

Провести семинарское занятие на высоком профессиональном уровне - задача еще более сложная, чем прочитать такую лекцию. *На занятиях необходимо создавать условия для свободного обмена мнениями, бесстрашных поисков истины . учащийся должен открывать истину для себя каждый раз "заново"», — отмечал А.В. Луначарский.

Семинар - это форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя. В дидактике семинар рассматривается как один из видов практического занятия.

Особенности семинаров (по сравнению с лекциями) заключаются в следующем:

• семинар проводится в академической группе, а она стабильна на все годы учебы слушателя;

• в семинаре самые непосредственные отношении преподавателя и слушателя.

Семинарские занятия получили свое название от латинского слова seminarium, что означает рассадник. Они проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений преподавателей.

В современной высшей школе семинар наряду с лекцией относится к основным формам организаций учебного процесса и выполняет три функции: познавательную, воспитательную и контрольную.

Семинары являются и самостоятельной формой обучения слушателей (студентов). Они углубляют их знания, приобретенные на лекциях, и способствуют самостоятельной работе с нормативным материалом, специальной учебной и юридической литературой, опубликованной судебной практикой. Именно на семинаре раскрываются сильные и слабые стороны в подготовке слушателей. Здесь преподаватель имеет возможность систематически анализировать и оценивать уровень работы группы в целом и каждого слушателя, соответствующим образом реагируя на негативные стороны процесса освоения дисциплины и добиваясь тем самым систематической работы слушателей над первоисточниками, опубликованной судебной практикой, повышения их внимании к лекционному курсу.

Виды семинаров с точки зрения используемых методов подразделяют: вопросно-ответный семинар; развернутая беседа; семинар с использованием докладов; семинар с использованием рефератов; теоретическая конференция в группе или потоке; семинар пресс-конференция; комментированное чтение первоисточников; семинар по методу «малых групп»; семинар-экскурсия; семинар-дискуссия; семинар - деловая игра; семинар-контрольная; семинар-коллоквиум.

Каждый из перечисленных видов имеет как преимущества, так и недостатки. Преподаватель в зависимости от темы сам выбирает семинар, который лучше подходит к теме. По правовой (судебной) бухгалтерии чаще всего используются вопросно-ответный семинар, деловая игра и развернутая беседа. Рекомендуется варьировать виды семинаров, постепенно усложняя их в процессе прохождения курса. Например, первые занятия можно проводить в форме вопросно-ответного семинара, семинара-беседы, затем перейти к обсуждению докладов, рефератов, а затем к деловой игре — решению конкретных задач, деловых ситуаций, исследованию документов учета. Со следующего семинара можно применять семинар-контрольную. Вообще для правовой (судебной) бухгалтерии применяют так называемый смешанный вид семинара, при котором используются элементы перечисленных выше видов.

Это связано в первую очередь с небольшим объемом часов, отведенных на семинарские занятия.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Выявление характера познавательных интересов учащихся
Развитие познавательных интересов у школьников-подростков имеет большое значение. Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности ...

Своеобразие и виды уроков изобразительного искусства
Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу. Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как непредс ...

Разговор с родителями: основные психологические потребности дошкольника
Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни ребенка происходит становление его личности. Принятие личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка способствует г ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru