Новое в педагогике » Лексическое развитие речи учащихся в начальной школе » Работа с изобразительно – выразительными средствами языка

Работа с изобразительно – выразительными средствами языка

Страница 1

Необходимо отметить, что изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений: основными видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, метонимией, перифразом, гиперболой), стилистическими фигурами (градацией синонимов, антитезой и антонимами, риторическими обращениями и вопросами, восклицаниями). Литературно-художественные тексты в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образцы, позволяющие знакомить учащихся со стилистическим богатством русского языка.

Далее хотелось бы остановиться по - подробнее на каждом из средств выразительности. Тропы — это поэтический оборот, слова или выражения, употребленные в переносном смысле. Троп дает возможность кратко, но ясно охарактеризовать предмет, явление.

Простейший вид тропа — сравнение. Оно встречается и в стихах, и в прозе. Важно, чтобы знакомство со сравнениями проходило на таких примерах, где предмет, с которым сравнивают, был бы хорошо знаком детям, в противном случае образ не проясняется, а затемняется.

Иногда сравнение, развертываясь, превращается в широкую поэтическую картину, в которой явление природы олицетворяется. Так, во II классе дети читают стихотворение С. Есенина "Пороша", в котором встречаются с таким видом сравнения:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Анализ сравнений не должен сводиться к одной лишь логической работе. Чтобы вызвать в воображении учащихся картины, образы, предлагаются, например, такие задания: "Представьте себе, как тихо-тихо летят снежинки, обгоняя друг дружку . На что они похожи? Кто видел такой легкий снег? Расскажите". Дети сравнивают снег с легкими пушинками, с тополиным, лебяжьим пухом. Целесообразны также упражнения в самостоятельном подборе сравнений, которые в дальнейшем используются в устных рассказах и письменных сочинениях. Так, учащиеся II класса получили задание найти сравнения в связи с наблюдениями природы осенью. Дети употребили сравнения: "Дуб стоит, как будто раздетый. По воде плавают желтые листья, как кораблики. У плакучей березы веточки длинные, как веревочки, висят. Листья на осине красные, как огоньки. Опята - как малыши в детском садике. Птицы летают стаей, как туча".

Во всяком художественном сравнении всегда есть субъективный элемент. Работа над сравнениями, как и над другими тропами, не должна навязываться детям. Каждое сравнение только тогда будет представлять ценность в речевом развитии, когда оно родилось в сознании учащихся из потребности выразить, передать яркую, впечатляющую картину.

Следующее средство выразительности эпитет. Эпитетом называют художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления, а также об оценке их автором. Так, учащиеся III класса читают стихотворение С. Васильева "Россия":

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный зной твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Здесь прозрачный зной — подлинно поэтический образ, характеризующий своеобразную неброскую красоту и простор русской равнины. Пылающие рябины — это начало осени, красные грозди в зелени лесов. Эпитеты создают яркую, запоминающуюся картину. Очень важно, чтобы дети поняли поэтичность образов.

Если в 1 классе учащиеся просто объясняют значение эпитетов, то во 2-4 классах следует обращать внимание на эмоционально-экспрессивные оттенки слов, употребленных в роли эпитетов, на общее настроение создаваемые ими.

Работа над эпитетами связывается с грамматическими темами, особенно с темой "Имя прилагательное". Таким образом, учащиеся убеждаются в богатейших выразительных возможностях этой части речи.

Огромной изобразительной силой обладает метафора. В метафоре одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним; при этом создается яркая, поэтическая картина:

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила .

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Черемуха, будто девушка, завила свои ветки . Ручей поет черемухе песню . Здесь метафоры развернуты в целые поэтические фразы. И черемуха, и ручей воспринимаются читателем как живые действующие лица, они живут подобно людям. Метафора — самый действенный, активный троп.

Нередко встречаются такие метафоры, в которых явления природы уподобляются живым существам (олицетворения), часто людям.

Например, олицетворяется зима в стихотворении А. Пушкина (оно доступно в I классе):

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Теоретическая основа развития диалогической речи дошкольников
Речь является важным средством самовыражения ребенка. С этой точки зрения особое значение имеет диалогическая речь, как форма развития речи, способствующая социализации дошкольника, развитию коммуникативных качеств его личности. Диалогическая речь обеспечивает эффективность коммуникации, способству ...

Рекомендации специалистам по организации психокоррекционной работы, направленной на снижение агрессивного поведения у младших школьников с нарушением интеллекта
Фиксируя результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к необходимости разработать методические рекомендации по организации психокоррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта. Формирующий эксперимент проводился с учащимися второго класса. В связи с этим ...

Правила подведения итогов внеклассного мероприятия
Для подведения итогов игры-путешествия из учительского или административного состава определяется жюри, на которое возлагается задача объявлять победителя каждого уровня в процессе игры, а так же подводить итоги для выявления победителя по её окончанию. За победу в уровне, одержавшая её команда пол ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru