Новое в педагогике » Лексическое развитие речи учащихся в начальной школе » Работа с изобразительно – выразительными средствами языка

Работа с изобразительно – выразительными средствами языка

Страница 1

Необходимо отметить, что изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений: основными видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, метонимией, перифразом, гиперболой), стилистическими фигурами (градацией синонимов, антитезой и антонимами, риторическими обращениями и вопросами, восклицаниями). Литературно-художественные тексты в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образцы, позволяющие знакомить учащихся со стилистическим богатством русского языка.

Далее хотелось бы остановиться по - подробнее на каждом из средств выразительности. Тропы — это поэтический оборот, слова или выражения, употребленные в переносном смысле. Троп дает возможность кратко, но ясно охарактеризовать предмет, явление.

Простейший вид тропа — сравнение. Оно встречается и в стихах, и в прозе. Важно, чтобы знакомство со сравнениями проходило на таких примерах, где предмет, с которым сравнивают, был бы хорошо знаком детям, в противном случае образ не проясняется, а затемняется.

Иногда сравнение, развертываясь, превращается в широкую поэтическую картину, в которой явление природы олицетворяется. Так, во II классе дети читают стихотворение С. Есенина "Пороша", в котором встречаются с таким видом сравнения:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Анализ сравнений не должен сводиться к одной лишь логической работе. Чтобы вызвать в воображении учащихся картины, образы, предлагаются, например, такие задания: "Представьте себе, как тихо-тихо летят снежинки, обгоняя друг дружку . На что они похожи? Кто видел такой легкий снег? Расскажите". Дети сравнивают снег с легкими пушинками, с тополиным, лебяжьим пухом. Целесообразны также упражнения в самостоятельном подборе сравнений, которые в дальнейшем используются в устных рассказах и письменных сочинениях. Так, учащиеся II класса получили задание найти сравнения в связи с наблюдениями природы осенью. Дети употребили сравнения: "Дуб стоит, как будто раздетый. По воде плавают желтые листья, как кораблики. У плакучей березы веточки длинные, как веревочки, висят. Листья на осине красные, как огоньки. Опята - как малыши в детском садике. Птицы летают стаей, как туча".

Во всяком художественном сравнении всегда есть субъективный элемент. Работа над сравнениями, как и над другими тропами, не должна навязываться детям. Каждое сравнение только тогда будет представлять ценность в речевом развитии, когда оно родилось в сознании учащихся из потребности выразить, передать яркую, впечатляющую картину.

Следующее средство выразительности эпитет. Эпитетом называют художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления, а также об оценке их автором. Так, учащиеся III класса читают стихотворение С. Васильева "Россия":

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный зной твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Здесь прозрачный зной — подлинно поэтический образ, характеризующий своеобразную неброскую красоту и простор русской равнины. Пылающие рябины — это начало осени, красные грозди в зелени лесов. Эпитеты создают яркую, запоминающуюся картину. Очень важно, чтобы дети поняли поэтичность образов.

Если в 1 классе учащиеся просто объясняют значение эпитетов, то во 2-4 классах следует обращать внимание на эмоционально-экспрессивные оттенки слов, употребленных в роли эпитетов, на общее настроение создаваемые ими.

Работа над эпитетами связывается с грамматическими темами, особенно с темой "Имя прилагательное". Таким образом, учащиеся убеждаются в богатейших выразительных возможностях этой части речи.

Огромной изобразительной силой обладает метафора. В метафоре одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним; при этом создается яркая, поэтическая картина:

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила .

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Черемуха, будто девушка, завила свои ветки . Ручей поет черемухе песню . Здесь метафоры развернуты в целые поэтические фразы. И черемуха, и ручей воспринимаются читателем как живые действующие лица, они живут подобно людям. Метафора — самый действенный, активный троп.

Нередко встречаются такие метафоры, в которых явления природы уподобляются живым существам (олицетворения), часто людям.

Например, олицетворяется зима в стихотворении А. Пушкина (оно доступно в I классе):

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Сферы проявления педагогического мастерства
Реальный этап педагогической организация начинается с постановки толковой и реальной цели, деловых задач, увлекательных перспектив, создания эмоционально-волевого настроя у детей и обсуждения планов выполнения дела. Уже сама постановка целей является средством стимулирования детей, возбуждения у ни ...

Режиссерский сценарий
Интерактивная игра начинается с заставки, которая призвана произвести на пользователя, в данном случае – ребенка, определенное впечатление, создать настроение и заинтересовать его. Это первое впечатление самое важное. С заставки ребенок должен вникнуть в общий смысл игры. В процессе работы над прое ...

Общая характеристика гибкости как физического качества человека
«Гибкостью» в применении к физическим качествам человека принято называть свойство упругой растягиваемости телесных структур (главным образом мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела. В отличие от основных двигательных способностей, являющихся непосредственны ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru