Новое в педагогике » Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования » Педагогические условия развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования

Педагогические условия развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования

Страница 1

В данном параграфе нами были рассмотрены педагогические условия развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.

Согласно гипотезе нашего исследования, а также результатам теоретической разработки проблемы развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования, эффективность данного процесса обеспечивается реализацией комплекса взаимосвязанных педагогических условий:

первоклассники имеют представление о коммуникации как процессе общения людей между собой;

первоклассники принимают участие в коллективно-игровой деятельности диалогового характера;

в качестве средства, стимулирующего мотивацию детей на общение, используются ситуации успеха.

Первым педагогическим условием в нашем исследовании является оснащение первоклассников знаниями о коммуникации как процессе общения людей между собой, которое заключается в знании вербальных и невербальных средств коммуникации и культуры речевого общения.

Вторым педагогическим условием в нашей работе выступает включение первоклассников в коллективно-игровую деятельность диалогового характера, которое состоит из умения межличностного общения и умения строить отношения в коллективе.

Третье педагогическое условие предполагает использование ситуации успеха в качестве средства, стимулирующего мотивацию детей на общение, содержащее в себе проявление навыков социальной приспособленности и навыков выхода из сложных ситуаций.

Рассмотрим каждое из выделенных условий более подробно.

Раскрывая первое педагогическое условие – будут проводиться групповой формы работ, как метод оснащения первоклассников знаниями о коммуникации – как процессе общения людей между собой. Рассмотрим основные формы и методы организации групповой работы. Остановимся на раскрытии понятия группа, правилах организации групповой работы, преимуществах группового обучения, примерных правила работы в группе, способах формирования групп, этапах групповой деятельности учащихся на уроке, способах организации группового взаимодействия, формах групповой работы, недостатках группового обучения.

Группа – это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью.

Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться.

Общие правила организации групповой работы.

При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать:

Такой формы общения в их опыте еще не было, значит, этот навык нужно формировать.

Научить детей как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи.

Обязателен разбор ошибок совместной работы.

Соединение детей в группы – очень сложный процесс, который может зависеть от личных качеств, межличностных отношений, склонностей, желания, сложности материала, предполагаемого результата и др.

Необходимо учесть, что в классе может быть ученик, который может отказаться от работы в группе; к этому нужно быть готовым. Подготовить индивидуальные задания. Как правило, и такие дети в свое время тоже начинают сотрудничать, но для этого необходимо время.

Оценивать необходимо общую работу группы; необходимо всегда подчеркивать человеческие достоинства: вежливость, дружелюбие, приветливость, взаимовыручку и др.

Нужно учесть, что абсолютной тишины на уроке не будет, поэтому нужно придумать определенный сигнал, по которому наступает тишина.

Преимущества группового обучения:

приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.);

улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения;

научить можно каждого, кто ходит на уроки, причем соблюдается дифференцированный подход;

работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса;

воспитывается взаимоуважение;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Опыт работы учителей - практиков по совершенствованию контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся
Еще в период обучения грамоте (система развивающего обучения) учитель МОУ лицея №109, г. Екатеринбурга Е.В.Бельдина ставила перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости - зрительному вниманию, которое сливается в одну орфографическую задачу. Но в этот период у нее не получилось система ...

Методика проведения лабораторных занятий по ботанике
Лабораторные занятия за последние годы привлекают внимание как учителей, так и методистов биологов. Многие учителя успешно проводят лабораторные работы по всем учебным биологическим предметам. Под лабораторными занятиями подразумевают любой вид самостоятельной деятельности учащихся. Наиболее четкую ...

Тренажер, включающий модель, прямо воспроизводящую известные процессы объекта
В тренажерах 1-го поколения (Т1П) модели строятся на основе известных статических и динамических характеристик объекта. В большинстве случаев источником этих характеристик являются опытные данные, полученные непосредственно на работающем объекте. Иногда для получения каких-то характеристик могут ис ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru