В данном параграфе анализируются условия развития коммуникативных способностей первоклассников, а также рассматриваются психологические особенности развития младших школьников.
Исследование условий развития коммуникативных способностей первоклассников потребовало обращения к характеристике своеобразия данного возрастного периода, в рамках которого протекают годы начала учебной деятельности младшего школьника.
Как считает Н. Е. Щуркова, на первых этапах вхождения в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка. Под воздействием социальной ситуации развития у детей формируются новые потребности в овладении знаниями и умениями, в своевременной явке в школу, в выполнении всех заданий учителя, в получении одобрения со стороны учителя и товарищей, потребность занимать определенное место в коллективе. Ребенок входит в новый режим, устанавливает доверительные отношения с учителем и товарищами.
Л. С. Выготский характеризует младший школьный возраст новизной социального статуса ребенка, впервые вступившего в систему "ответственных зависимостей". В этот период начинает формироваться собственное видение, свои критерии оценок поступков и поведения окружающих, возникает требовательность и избирательность в отношениях со сверстниками, развивается познавательное отношение к социальному миру.
Возраст 7-8 лет, по его мнению, характеризуется величайшим конфликтом со средой. Он сопровождается внутренними и внешними потрясениями. Возникает серьезный конфликт между ребенком и средой, и внутри самого ребенка. У младших школьников возникла потребность определить свое место в группе сверстников. В этом возрасте формируются общие представления о требованиях к человеку, на основании которых младшие школьники оценивают сверстников.
А. М. Низова рассуждает о том, что в ситуациях школьной жизни возникает необходимость усвоения ролевых позиций на уроке, на перемене, в гардеробе и т.д. Усвоение связанных с этими новыми ситуациями норм речевого поведения помогает ребенку адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый ребенок младшего школьного возраста, избегать конфликтных ситуаций в общении.
Для младших школьников (7-10 лет) в ситуациях общения очень важно наличие опор в виде поведенческих и словесных клише: "Как надо делать", "Что надо говорить". Они особенно значимы в трудных ситуациях. Благодаря заранее готовым поведенческим клише ребенок экономит силы и может сосредоточиться на решении своих главных проблем (например, учиться владеть эмоциями). Таким образом, уменьшается количество стоящих перед ним задач и появляется большая уверенность в действиях. Дети этого возраста чувствуют себя неуютно в тех ситуациях общения, где есть много переменных, которые надо учитывать: столкновение интересов и воль детей с разными характерами, большая скорость событий, необходимость контролировать собственное поведение.
В. Н. Мясищев говорит, что в образовательном учреждении под влиянием обучения начинается перестройка всех познавательных процессов ребенка, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Начинается процесс становления общественной направленности личности. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие наличия новых психических качеств. Возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выраженный словосочетанием "внутренняя позиция". Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям.
Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.
В младшем школьном возрасте, пишет О. С. Газман, закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь). Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок: учение, игра и труд. Важно отметить изменение в общении. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми, учителями, сверстниками, родителями. Изменяется содержание общения, выделяется особое деловое общение со сверстниками .
Смотрите также::
Факторы, влияющие на формирование осанки
На формирование осанки могут влиять факторы внешней среды. Особенно они отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен заболеваниями. В первую очередь имеют значение такие болезни, перенесенные в раннем детстве, как рахит, туберкулезная инфекция, различные детские инфекционные заболевания, ч ...
Технология проектной деятельности школьников
Сущность этого типа технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации ...
Структура темы «Основы термодинамики»
Структура: Термодинамическая система. Термодинамическое равновесие. Внутренняя энергии, количество теплоты и работа в термодинамике. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в идеальном газе. Адиабатный проце ...