Экспериментальное исследование позволило выявить следующие особенности:
Общий балл по восприятию видов интонации составляет 1,6; общий балл по воспроизведению - 2, 1. Воспроизведение видов интонации дается детям легче, чем восприятие.
В основном дети передают виды интонации в своей речи, но с ошибками. Дети, которые справились с заданием, по качеству интонирования значительно уступают взрослой речи.
Интонационная сторона речи является наиболее легкой для восприятия и воспроизведения по сравнению с другими компонентами речи.
Наблюдается недоразвитость интонационной стороны речи в специально организованной ситуации и естественная выразительность в повседневном общении.
Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, предполагающее дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывает значительные трудности у детей.
Вопросительная интонация воспринималась и воспроизводилась детьми наиболее легко.
Наблюдается замена вопросительной интонации повествовательной при одинаковой силе голоса.
Трудности воспроизведения и восприятия вызывала интонация восклицания.
В целом восприятие и воспроизведение компонентов интонации доступно детям, но с ошибками, что свидетельствует о нарушении интонационной стороны речи.
Наиболее трудным как для восприятия, так и для воспроизведения является употребление логического ударения во фразе.
Наблюдается перенос логического ударения с одного на другое слово в предложении.
Наиболее легкими компонентами интонации при восприятии и при воспроизведении являются сила голоса и звуковысотные изменения тона (мелодика), но наблюдается " затухание" голоса к концу фразы.
Наибольшую трудность в интонировании (по всем показателям) испытывают дети с заиканием и при ДЦП.
Средний уровень в интонировании показали дети с дизартрией и при ОНР, а также ребенок без речевых нарушений.
У большинства детей наблюдается ослабленное речевое дыхание и, как следствие, использование необоснованных пауз в середине фразы.
Наблюдается скандированность речи.
Наблюдается в отдельных случаях воспроизведение всех предложений только с одной интонацией (повествовательной, вопросительной).
Процесс слуховой дифференциации интонационных структур оказывается наиболее нарушенным, чем процесс их самостоятельной реализации.
Прослеживается небольшое преобладание воспроизведения
компонентов просодической стороны речи над восприятием.
Таким образом, по результатам экспериментального исследования уровень сформированности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата следует охарактеризовать в целом как средний. Следует отметить, что дети с НОДА, имеющие нарушения речи, нуждаются в коррекционной работе по формированию просодической стороны речи.
Вывод: Материалы исследования позволили сделать вывод, что у детей с данной патологией наблюдается нарушение просодической стороны речи. Это подтверждает данные исследований ученых, а также выдвинутую нами гипотезу о нарушении просодической стороны речи у детей с НОДА, имеющих речевые нарушения.
Смотрите также::
Требования, предъявляемые к оратору
Главное качество оратора – умение публично мыслить – неотделимо от умения выбрать наиболее яркие слова, помогающие максимально точно выразить свою мысль. Значение этого умения столь велико, что мастерство оратора нередко сводится к языковой культуре, а в ней, в свою очередь, на первое место ставитс ...
Теоретическая основа развития диалогической речи дошкольников
Речь является важным средством самовыражения ребенка. С этой точки зрения особое значение имеет диалогическая речь, как форма развития речи, способствующая социализации дошкольника, развитию коммуникативных качеств его личности. Диалогическая речь обеспечивает эффективность коммуникации, способству ...
Опыт работы по формированию коллективизма у школьников
Большой вклад в изучении проблемы формирования коллективизма у школьников внес А.С. Макаренко. Опыт Макаренко, его педагогическое творчество являются наиболее полным выражением педагогических идей. Поражает диапазон содержания педагогического наследия А.С. Макаренко. Все наиболее актуальные проблем ...