Новое в педагогике » Технология коррекции интонации у дошкольников с патологией опорно-двигательного аппарата » Экспериментальное исследование особенностей восприятия и воспроизведения интонации у детей с нарушениями речи

Экспериментальное исследование особенностей восприятия и воспроизведения интонации у детей с нарушениями речи

Страница 1

Целью исследования стало выявление особенностей восприятия и воспроизведения интонации у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В ходе экспериментального исследования ставились следующие задачи:

Выяснить особенности восприятия и воспроизведения повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации.

Выявить особенности восприятия и воспроизведения компонентов интонации (мелодика, темпо-ритмическая сторона речи, паузирование, фразовое и логическое ударение, сила голоса).

Исследование проводилось в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В состав исследуемой группы вошли дети, имеющие нарушения ОДА, с речью в норме, с речевыми диагнозами: ФФН, ОНР, заикание, дизартрия. Дети были обследованы логопедом в сентябре 2005г. Эксперимент проводился в сентябре 2005 года. В группу вошли дети 5-6лет в количестве 10 человек.

В основу исследования легла гипотеза: дети с нарушением опорно-двигательного аппарата испытывают затруднения в восприятии и воспроизведении просодической стороны речи.

В основу исследования особенностей интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста были положены методики, предложенные Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой (у детей со стертой формой дизартрии); В.Т. Сорокиной (у детей с ДЦП), И.А. Смирновой (у детей с ДЦП).

У дошкольников исследовали восприятие и воспроизведение видов интонации (вопросительной, восклицательной, повествовательной), компонентов интонации (темпа, ритма, тембра, мелодики, силы голоса, логического ударения во фразе, соблюдение пауз).

Обследуемым предлагались две серии заданий.

1. Определить виды интонации (на восприятие).

2. Воспроизвести виды интонации (на воспроизведение).

Детям давали прослушать несколько интонированных фраз.

Первая серия заданий была направлена на исследование особенностей восприятия видов интонации. Прослушав интонированные фразы один раз, ребенок должен был поднять красный флажок, когда звучит вопрос; синий флажок - когда звучит восклицательная интонация; зеленый - когда фраза произнесена спокойным голосом.

Вторая серия заданий была направлена на исследование особенностей воспроизведения интонации. После первого воспроизведения ребенок должен был определить вопросительную интонацию и воспроизвести ее, затем - восклицательную, далее - повествовательную.

Обе серии заданий повторялись 3-4 раза с различным речевым материалом.

Например: " Какой сегодня день! На улице идет снег? Наступила зима."

Система оценки была заимствована из методики Сорокиной Т.В. по исследованию особенностей мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом. Сорокина предложила пятибальную систему оценки видов интонации предложения.

Нами была модифицирована вышеуказанная система оценки видов интонации, а также дополнена система оценки компонентов интонации.

Оценка видов интонации проводилась по следующим параметрам:

1 балл - неправильное определение и воспроизведение всех типов интонации.

2 балла - правильное определение только одного типа интонации,

нестойкие ошибки воспроизведения интонации.

3 балла - правильное определение и воспроизведение всех типов интонации.

Были получены следующие данные по определению и воспроизведению видов интонации.

Виды интонации (вопросительная, восклицательная, повествовательная):

Восприятие:

высокий уровень (3 балла) - 1человек;

средний уровень (2 балла) - 4 человека;

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Опытно-экспериментальные исследования возможностей развития детей на уроках ИЗО
С опорой на теоретические положения исследуемого вопроса была разработана следующая концепция по развитию творческих способностей младших школьников на уроках ИЗО, которая представлена в практической части дипломной работы. Практическая часть дипломной работы была осуществлена в средней школе №10 с ...

Значение использования средств новых информационных технологий и традиционных ТСО в обучении
Современное общество вступило в информационный век. В настоящее время в каждой школе имеются компьютеры, где на занятиях информатики происходит ознакомление учащихся с новыми информационными технологиями, в процессе которого учащиеся приобретают первоначальные знания и навыки работы со средствами н ...

Коммуникативные взаимосвязи в образовательном процессе
Человеческое бытие есть всегда «бытие с другими». Качество человеческой жизни, надежды на счастье, успешность человека связаны с умением правильно строить взаимодействие с различными людьми, эффективно общаться. В сфере образования общение, с одной стороны, есть средство познания и приобщения к ист ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru