В области образования действуют национальные стандарты. Многие из них согласованы с международными образовательными стандартами. В стандартах закрепляются цели воспитания и образования. В результате обобщенные формулировки целей образования и воспитания как некие декларации приобретают строгое диагностируемое выражение. Благодаря стандартам образования, общество в целом, правительство, ведомства образования, оценки качества образования, его прогресса.
Мониторинг, в том числе с применением компьютера, становится инструментом управления функционированием и развитием всех объектов и субъектов образования и воспитания. Подчеркнем, что стандарты образования не остаются застывшими. По мере прогресса общества они изменяются, что фиксируется в законодательных документах. Образовательные стандарты в нашей стране получили конституционное закрепление. В статье 43 Конституции России указывается: "Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования". При этом образовательный Госстандарт толкуется как инструмент контроля за соблюдением прав граждан на образование. Закон Российской Федерации об образовании выделяет федеральные и национально-региональные образовательные Госстандарты.
Государственные образовательные стандарты РФ обновляются, разрабатываются раз в 10 лет, утверждаются в установленном порядке Правительством. Федеральный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Разработчики концепции федеральных компонентов государственного образовательного стандарта общего образования указывают на многоаспектность их функций.
Иначе говоря, введение тестов в образовательную политику РФ позволяет: а) оценивать состояние системы образования; б) обеспечивать права граждан на полноценное образование; в) сохранять единое образовательное пространство России; г) гуманизировать образование; д) управлять системой образования; е) повышать качество образования.
Основополагающее для будущего педагога значение имеют стандарты педагогического профессионализма. Их сущность отражает общие стандарты высшего образования независимо от специальностей и профилей специалистов, которых готовят в вузах. Прототипом стандартов высшего педагогического образования ранее были так называемые квалификационные характеристики. В этих документах закреплялись требования к выпускнику вуза в их сжатом изложении: что он должен знать, уметь, каким требованиям школы он должен соответствовать, к каким трудовым обязанностям он должен быть подготовлен. Анализ таких характеристик показывает, что они весьма неопределенны, не поддаются квалиметрическому использованию, лишены технологичности по отношению к их применению студентами, преподавателями. В настоящее время разрабатываются стандарты высшего образования, которые в состоянии заменить квалификационные характеристики. Бакалавр образования в соответствии со стандартом готовится для работы в пяти сферах деятельности: преподавание по предметам в средних учебных заведениях, культурно-просветительной деятельности, социально-педагогической деятельности, научно-исследовательской деятельности. Он же готовится к продолжению образования по программе магистратуры, т. е. третьего уровня высшего профессионального образования. В содержание образования входит несколько обязательных блоков вузовских дисциплин. Бакалавр образования - личность, освоившая культурный опыт человечества и способная стать субъектом творческой профессиональной деятельности.
Учебный план — это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные: 1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения; 2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т. д.; 3) периоды производственной практики, лагерных сборов; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.
В учебном плане средних специальных и высших учебных заведений определяется количество часов не на неделю, а на семестр и на все время обучения (4-6 лет). В нем уточняются виды занятий по учебным предметам: количество лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, практикумов. Указаны учебные предметы, выносимые на зачеты и экзамены в каждом семестре, разные виды практики (производственная, археологическая, педагогическая, фольклорная, в лечебных учреждениях и др.).
Учебный план, таким образом, упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий.
Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент). Базисный учебный план школ РФ, который содержит: 1) распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям. 2) по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана разрабатываются типовые (примерные) учебные программы. 3) на основе этих документов образовательное учреждение составляет свою образовательную программу, учебный план. 4) каждый же учитель, опираясь на все вышеперечисленные источники, на основе типовой учебной программы составляет свою рабочую программу, т. е. рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом. «Рабочая программа» - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Смотрите также::
Система дошкольных и школьных учреждений для детей
с нарушениями речи
Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи в России начала развиваться в 60-х гг. ХХ века. Сначала логопедическая помощь детям дошкольного возраста оказывалась в специальных группах, которые были открыты в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Позже появились специализированные д ...
Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и
зарубежных психологов
В раннем юношеском возрасте происходят большие изменения в организме и внешности молодых людей, связанные с половым созреванием; происходит усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение, - все это резко активизирует в юнош ...
Методические разработки по теме «Основы термодинамики»
Технологическая карта урока по теме «Основы термодинамики» № Этап урока Время, мин Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма работы 1 Организационный 1 Приветствие. Называет тему и цель урока. Проверяют готовность своего рабочего места к уроку. Подготовка учащихся к работе на уроке. 2 Актуал ...