Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, её социальной ролью и личностью образующими возможностями.
Педагогические ценности - это особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентациями его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.
Педагогические ценности как, и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики.
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как позновательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, то есть формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как формы общественного сознания в виде специфических образов и представлений Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой совершается их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно – профессионального развития педагога.
С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности.
Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания. Их классификация, как и проблема ценностей в целом, до настоящего времени в педагогике не разработана.
Имеются попытки определить совокупность общих и профессионально педагогических ценностей. Среди последних выделяют такие, как содержание педагогической деятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности; общественная значимость педагогического труда и его гуманистическая сущность.
Педагогические ценности различаются по уровню своего существования, который может стать основной их классификацией. Поэтому основания выделяются личностные, групповые и социальные педагогические ценности. Ценности включают в себя:
Ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности)
Самодостаточные ценности - ценности цели, которые включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя и учащихся.
Ценности средства это три взаимосвязанные подсистемы:
Собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально – образовательных и личностно – развивающих задач (технологии обучения и воспитания)
Коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно профессиональные ориентировочные задачи (технологии общения)
Ценности – отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами.
Ценности – качества, в них проявляются сущностные личностно-профессиональные характеристики педагога.
Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечивать необходимый уровень осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена ещё одна подсистема-подсистема ценностей-знаний.
Педагогические ценности имеют гуманистическую природу и сущность, поскольку смысл и назначение педагогической профессии определяются гуманистическими принципами и идеалами.
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционно закрепленным большинстве стран правом человека на образование.
Культурно - гуманистические функции образования :
Развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
Формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптации к социальной и природной сфере;
Обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
Овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободу, личной автономии и счастья;
Создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенциалов.
Культурно-гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что оно выступает средством трансляции культуры, овладение которой человек не только адаптируется, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал мировой цивилизации.
Один из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно – гуманистических функций образования является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека.
Постановка цели образования в такой формулировке не исключение, напротив предполагает конкретизацию педагогических целей в зависимости от уровня образования.
Термин и понятие «педагогика» носит собирательный характер.
Они объединяют целую систему педагогических наук, внутри которых возможно появление все новых направлений, все более конкретных методик, особенно на стыке с другими науками.
Общая педагогика - базовая, систематизирующая научная и одновременно системообразующая дисциплина, раскрывающая сущность, основные закономерности, принципы, общее для всего образования или его ведущих направлений, технологии и формы деятельности, его связи с социумом, политикой, экономикой, способы управления и развития общеобразовательных систем.
Возрастная педагогика - дошкольная, школьная, педагогика взрослых или так называемая андрогогика, а так же акмеология, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его жизненной и профессиональной зрелости, а так же условия достижения этой зрелости и, наконец, геронтология – учение о педагогической поддержке старости.
Коррекционная педагогика - исследует особенности воспитания и обучения детей с существенными отклонениями в развитии.
К основным направлениям коррекционной педагогике относят: Сурдопедагогику (обучение, воспитание, развитие глухих и слабослышащих);
Тифлопедагогику (слепых и слабовидящих);
Олигофренопедагогику (умственно отсталых и детей с серьезными задержками в умственном развитии);
Логопедию (исправление недостатков речевого развития)
Отраслевые педагогики: их достаточно много, хотя развиваются они с разной интенсивностью педагогика профтехобразования, среднего специального образования, высшей школы, военная, спортивная, производственная, семейная, пенитенциарная (исправительно-трудовая) и другие.
Этнопедагогика – изучает содержание и методы воспитания, основанные на традициях различных этносов. Возникла ещё на стыке этнологических и психолого-педагогических науках.
Сравнительная педагогика содержит сравнительное изучение образовательных систем различных стран и народов, содействует обмену опытом и достижением в области образования между различными странами.
Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная, то в воспитании применяются более свободные формы различного характера: общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, Различаются и методы достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную, эмоциональную, волевую сферы.
Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании. В обучении, например, обязательно применяются устный контроль, письменные работы, зачеты, экзамены. Контроль за результатами воспитания менее регламентирован. Все вышеперечисленное — это лишь контуры педагогической системы. Педагогам приходится прилагать немало труда, чтобы соединить все в плавном, согласованном процессе. Им мало выстроить систему вообще — надо понять ее развитие: увидеть по составляющим ее элементам и уходящее прошлое, и настоящее, и наступающее будущее, увидеть систему в ее диалектическом развитии. Тут уже на смену сколоченной теории приходит практическая деятельность. Если это случится, процесс пойдет, результат будет. Если же нет — останется только бездушная схема.
В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.
Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.
«Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса)». Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Однако названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только к педагогической, но и почти к любой другой деятельности, а с другой — они не раскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогической деятельности.
Мы рассмотрели тему «Классификация педагогики, ценность образования » и можем сделать следующие вывод.
Педагогика - это наука о специально организованной целью направленной и систематической деятельности по формированию человека, а так же о содержание форм и методах, воспитания, образования и обучения. Педагогика бывает: Общая педагогика, Возрастная педагогика, Коррекционная педагогика, Сравнительная педагогика, Военная педагогика, Дошкольная педагогика, Социальная педагогика.
Все авторы Пидкасистый И. П., Подласый П. И. и Сластенин В. А. В большинстве вопросов сходятся на одном мнении: Структура - это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы, а также связи между ними. Связи в педагогической структуре не похожи на связи между компонентами в других динамических системах.
Изучая закономерность педагогического процесса, мы выяснили, что Подласый П. И. выделяет только общие закономерности, рассматривая их на одном уровне. Пидкасистый И. П. кроме общих закономерностей выделяет психологическую закономерность, а Сластенин В.А. считает главной закономерность развития личности.
Все вышеперечисленное — это лишь контуры педагогической системы. Педагогам приходится прилагать немало труда, чтобы соединить все в плавном, согласованном процессе. Им мало выстроить систему вообще — надо понять ее развитие: увидеть по составляющим ее элементам и уходящее прошлое, и настоящее, и наступающее будущее, увидеть систему в ее диалектическом развитии. Тут уже на смену сколоченной теории приходит практическая деятельность. Если это случится, процесс пойдет, результат будет. Если же нет - останется только бездушная схема.
Я считаю, что педагогическая система оказывает влияние на всю жизнь человека. С его помощью человек способен узнавать и реализовывать новые знания, применять их на практике и саморазвиваться всю жизнь.
Смотрите также::
Мозаика – один из видов монументально-декоративного искусства
Мозаика! Это слово в воображении детей связывается с ранним детством, с настольной игрой, состоящей из разноцветных шариков, плоских деталей разнообразной формы, цветных кружков со шпеньками. На специальных подставках с углублениями или отверстиями, в самих коробках (в зависимости от разновидности ...
Дифференциальная и педагогическая диагностика аутичных детей
С прогрессом медикаментозной терапии и психолого-педагогической коррекции раннего детского аутизма все более значимой становится проблема как можно более ранней диагностики заболевания, с последующим построением индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы с детьми с РДА. Все существующи ...
Продуктивная деятельность как условие развития воображения
Изучение природы и развития механизмов целостных образов, предваряющих и констатирующих расчлененную и детализированную картину тех или иных фрагментов действительности, в продуктивной деятельности наталкивается на существенные трудности, в частности, при этом встает задача выявления способов объек ...