Жариков Е.С. приводит следующие характеристические черты творческого мышления:
1) эвристичность – способность решать задачи, требующие открытия закономерностей, свойств, отношений;
2) креативность – умение создавать новые вещи и новые методы;
3) мобильность – способность переходить в смежные сферы науки, решать комплексные проблемы;
4) независимость – способность противостоять сложившимся в науке традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания;
5) экспрезентность – умение видеть перспективу изучаемого объекта на основе ограниченной информации о предмете рассмотрения, предсказывать его будущее состояние, строить гипотезы о его прошлых состояниях;
6) системность – способность охватывать объект как целое;
7) разумность – способность диалектически отрицать старые системы знаний, мешающие качественному изменению науки;
8) открытость – способность принимать и преломлять любые идеи;
9) антиномичность – видеть единство противоположенностей или исключающих друг друга определений предмета;
10) способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах.
Лук А.Н. указывает: зоркость в поисках; способ кодирования информации нервной системой (зрительно-пространственный, словесный, акустически-образный, буквенный, цифровой); способность к свёртыванию мыслительных операций; свёртывание длинной цепи рассуждений и замена их одной обобщающей операцией; экономное символическое обозначение понятий и отношение между ними как важнейшее условие продуктивного мышления; способность к переносу; боковое мышление; цельность восприятия окружающего, умение оторваться от логического рассмотрения фактов, рассматривая их в более широком плане, увидеть новое; готовность памяти; сближение понятий; гибкость мышления; способность быстро и легко переходить от одного класса понятий к другой, далёкой от первого по содержанию; способность к оценочным действиям, выбор из многих альтернатив до её проверки; лёгкость генерирования идей; беглость мысли; способность к доведению до конца, способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Описание характерологических качеств творческой личности предпринималось и такими учёными, как А.В. Барабанщикова, Афанасьев В.В., Буш Г.Я, Варламова Е.П., Морозов М.Н., Паховамова Т.И. и т.д.
Процессуальные черты или содержание опыта творческой деятельности в обучении приводятся следующие:
1) самостоятельное осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений в новую ситуацию;
2) видение новой проблемы в традиционной ситуации, постановка новых вопросов или видение новых проблем в традиционной ситуации выступает как важнейший элемент творческого мышления;
3) видение структуры объекта;
4) видение новой функции объекта в отличии от традиционной;
5) учёт альтернатив при решении проблемы;
6) комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;
7) отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода (способа, объяснения).
Таким образом, в педагогике можно выделить два основных направления раскрытия сущности творческого мышления через описательные модели – описание процессуальных черт творческой деятельности и характерологических качеств творческой личности. Однако сегодня вопрос состоит не в выборе той или иной модели, а в доказательстве взаимозависимости процессуального и личностного аспектов мышления. Отсюда следует, что описательные модели творческого мышления должны содержать как процессуальные, так и личностные его характеристики.
Смотрите также::
Сходство и различие между понятиями “подход к обучению” и “метод обучения”
История методики преподавания иностранных языков за рубежом и в нашей стране, появление и развитие новых методов обучения языку в школе и вузе всегда были самым тесным образом связаны с новыми тенденциями в лингвистике, психологии и педагогике. Данные этих базисных для методики наук коренным образо ...
Структура игры
Структура представляет собой вступительную заставку, после которой осуществляется переход в основную локацию с панорамой города, откуда есть выходы на несколько локаций, каждая из которых содержит игру. После успешного прохождения задания – возврат в основную локацию. В завершение всей игры – финал ...
Признаки равенства прямоугольных треугольников
Чтобы установить равенство прямоугольных треугольников, достаточно знать, что два элемента одного треугольника соответственно равны двум элементам другого треугольника (исключая прямой угол). Это, конечно, не распространяется на равенство двух углов одного треугольника двум углам другого треугольни ...