Новое в педагогике » Специфика творческого мышления

Специфика творческого мышления

На современном этапе развития высшего образования происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения.

Современная действительность выдвигает особые требования, как к содержанию литературного образования, так и к формам, способам, методам обучения. Чтобы развивать творческое мышление студентов-филологов, необходимо обратить внимание на такие формы работы на семинарах, которые были бы направлены на формирование способностей к самостоятельному постижению смысла художественного произведения.

Целью исследования является создание модели развития креативности студентов в процессе интерпретирования художественного произведения.

Объект исследования – динамика развития творческого мышления

Предмет исследования – принципы, формы и методы, направленные на развитие творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретирования драматических произведений.

Гипотеза исследования:

Процесс развития творческого мышления студентов-филологов будет протекать более эффективно, если:

- теоретико-литературные и историко-культурные знания обобщены и творчески применяются в интерпретационной деятельности студентов-филологов;

- система заданий рассчитана на развитие творческого потенциала студентов в процессе интерпретирования художественного произведения, она позволяет сочетать субъективно-интуитивный и рационально-логический пути постижения художественного текста;

- в ходе интерпретирования будет реализован исследовательский и дивергентный методы, последний направлен на развитие у студента умения выходить в процессе решения учебно-творческих задач за рамки сложившихся стереотипов на различных уровнях рассмотрения художественного произведения. Это, в свою очередь, способствует активизации творческого мышления и его непосредственному развитию.

Задачи исследования:

1. рассмотреть современные концепции творчества и творческого мышления и выявить наиболее эффективные подходы к развитию креативности;

2. изучить состояние проблемы интерпретации художественного произведения в философии, литературоведении, в методике преподавания литературы, разработать методику развития креативности студентов в процессе интерпретации художественного произведения;

3. провести эмпирическое исследование, описать результаты, сделать выводы.

Теоретико-методологическую основу составили:

- принцип единства теории и практики;

- концепции креативности Дж. Гилфорда, Э.П. Торранса;

- идеи эстетической герменевтики об интерпретации литературных произведений;

- исследования крупнейших учёных, в которых обозначены основные детерминанты творческого мышления;

В процессе работы были использованы различные методы исследования:

- аналитический;

- эмпирический: наблюдение, эксперимент;

- методы математической обработки результатов эксперимента.

Теоретическая значимость исследования:

- разработана модель развития творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретирования художественного произведения;

- доказана положительная роль интерпретации в процессе развития творческого мышления;

- разработана и экспериментально проверена эффективность методики, направленной на развитие креативности студентов-филологов.

Практическая значимость работы:

- обозначены конкретные направления оптимизации процесса развития творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретации художественного произведения;

- результаты исследования могут быть использованы при составлении авторских программ, пособий и рекомендаций.

Базой исследования явился филологический факультет Ставропольского государственного университета, в качестве испытуемых выступали студенты 3 курса специальности «Филология».

Структура работы:

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Во введении даются методологические обоснования работе.

В первой главе рассматривается специфика творческого мышления и педагогические концепции его развития, а также интерпретация как форма художественной деятельности личности.

Вторая глава содержит педагогический эксперимент по рассмотрению динамики развития творческого мышления посредством интерпретирования.

В заключении даётся обоснование целесообразности проведения подобного рода эксперимента.

Приложение содержит сводные данные, таблицы, тесты, которые были использованы для диагностики необходимых параметров и критериев.


Смотрите также::

Программа работы социального педагога по профилактике виктимности подростков
Изучив научную литературу по проблеме виктимности подростков, считаем целесообразным, чтобы работа социального педагога в этом направлении носила не только профилактический, но и развивающий характер. Статистические данные об авариях на дорогах, росте наркомании, отравлении алкоголем, гибели людей ...

Понятие детского творчества
Проблемой творчества занимались многие исследователи, такие, как Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина. Рассмотрим, как они раскрывают определение творчества. Л.С.Выготский утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно ...

Психолого-педагогический аспект изучения темы
В настоящее время наблюдается усиленный интерес учителей математики к психолого-педагогическим проблемам, к психологическим знаниям. Этот интерес обусловлен тем, что учителя математики в своей повседневной практической деятельности встречаются с такими проблемами, которые можно разрешить лишь на ос ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru