Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи в России начала развиваться в 60-х гг. ХХ века. Сначала логопедическая помощь детям дошкольного возраста оказывалась в специальных группах, которые были открыты в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Позже появились специализированные детские сады для детей с нарушениями речи, в которые принимались сначала преимущественно дети с легкими расстройствами (функциональными нарушениями звукопроизношения), затем - с более сложными нарушениями (заиканием, общим недоразвитием речи). В этих учреждениях оказывается «стационарная» логопедическая помощь, основной задачей которой является не только коррекция имеющегося речевого дефекта, но и подготовка детей к овладению грамотой, вторичная профилактика речевых расстройств. В специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи реализуется комплекс коррекционного обучения, предусматривающий реализацию мероприятий, направленных на преодоление речевых и неречевых, первичных и вторичных расстройств в структуре речевого дефекта. Коррекционное обучение строится с учетом общих программных требований обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста.
В свою очередь, разветвленный характер имеет и сеть школьных учреждений для детей с нарушениями речи. Учащиеся с легкой степенью выраженности речевых расстройств обучаются в общеобразовательных школах и посещают логопедические занятия на специально организованных на базе этих школ логопедических пунктах. В основном это дети, имеющие нарушения звукопроизношения и нарушения чтения и письма.
На логопедический пункт дети направляются по инициативе психоневрологов, учителей, родителей.
Дети с тяжелыми нарушениями речи обучаются в специальных коррекционно-образовательных учреждениях V вида - так называемых «речевых» школах, предназначенных для учащихся с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа, в данном учреждении выдвигаются и специфические задачи:
преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи;
устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время;
профессионально-трудовая подготовка.
В этих школах имеются два отделения. На 1-е отделение принимаются дети с алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, заиканием, препятствующими обучению в общеобразовательной школе. При комплектовании классов учитывается уровень речевого развития детей и характер первичного дефекта. На 2-е отделение зачисляются школьники, страдающие тяжелым заиканием. В 1-2-х отделениях образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнем образования. В 1-м отделении: I ступень - начальное общее образование с нормативным сроком освоения 4-5 лет; II ступень - основное общее образование с нормативным сроком освоения 6 лет. Предельная наполняемость классов составляет 12 человек.
Специфика содержания и методов обучения детей с тяжелыми нарушениями речи является особенно существенной в младших классах специальной (коррекционной) школы, где формируются предпосылки для овладения школьной программой старших классов, в значительной мере обеспечивается коррекция расстройств речи и нарушений психомоторного развития. Это обусловливает необходимость интенсивного целенаправленного воздействия именно в младших классах для того, чтобы в дальнейшем обеспечить возможность интегрированного обучения для части старшеклассников в образовательных школах общего типа с получением дополнительной помощи в логопедических кабинетах или в специальных (коррекционных) классах.
Концептуальную основу содержания образования детей с тяжелыми нарушениями речи составляет, прежде всего, положение о тесной взаимосвязи формирования речи и мышления, как при нормальном, так и при аномальном психическом развитии.
Образовательный процесс в специальной (коррекционной) школе строится на основе деятельностного подхода с учетом сложной структуры учебной деятельности (мотивационно-целевой, операциональный этапы, этап контроля).
При формировании операционального компонента учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетными операциями и т. д.) учитывается психологическая структура процесса овладения письменной речью, орфографическими навыками, счетными операциями.
Смотрите также::
Становление и развитие теоретических знаний в истории православной
педагогической культуры России
Приняв Крещение, русский народ получил богатейшую литературу, и прежде всего Библию. В большинстве православных семей России принято было ежедневно читать Евангелие, а Псалтырь знали наизусть, она была практически настольной книгой наших предков. Читая их, человек Древней Руси постигал сущность хри ...
Виды эмоций
Значение собственно эмоций в эмоциональной жизни человека особенно велико. Оно состоит в следующем. Во-первых, они являются основой развития чувств. Чувство возникает и развивается путем обобщения эмоций, возникающих к объекту в разных ситуациях. Во-вторых, эмоции «запускают» то или иное настроение ...
Преломление света
призмой
В учебнике Касьянова на рисунке (71) изображена прямоугольная призма и рассмотрен ход лучей в ней. С помощью этого рисунка проводится вывод формулы для преломляющего угла призмы. Поэтому на нем изображены все необходимые для вывода величины. Но рисунок не загроможден и не затрудняет вывод формулы, ...