«Творчество начинается там, где тебе что-то неизвестно». Понятие "творчество" всегда оставалось предметом анализа многих наук. Многогранность мира творчества отразилась в различных его определениях. Взгляните только на три из них:
Творчество — деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью.
Творчество — один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью.
Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Обилие разнообразных определений подтверждает тот факт, что творчество — сложный и многогранный объект исследования. Настоящая творческая жизнь начинается с осознанного выбора главенствующей жизненной позиции. Задача педагога, родителя, воспитателя– создать возможности для его развития. Динамика развития зависит от раннего воспитательного опыта, обращения с ребенком как с индивидуальностью, уважительного отношения к его взглядам и чувствам, подготовки к совершению самостоятельного жизненного выбора. Особое значение качество стимулов среды (семьи, школы и др.) приобретает по отношению к одаренным и обладающим творческим потенциалом детям, т.к. они более чувствительны к влиянию извне. Однако, в современных условиях связь «учитель-ученик» нередко оказывается неблагоприятной. Это объясняется рядом причин: устаревшая система образования, недоверие учеников к учителю, психологическая неграмотность учителя и др.В школьном обучении наблюдается феномен снижения творчества. Неправильное отношение учителя к творческим ученикам (критика, наказание) порождает у них нежелание учиться и действует разрушающе на развитие их творческого потенциала. Дополнительным препятствием для свободного развития способностей детей школьного возраста являются трудности учителя, связанные с распознанием потенциальных возможностей учеников. Происходит это из-за отсутствия у учителя четкого критерия для определения способностей и таланта. Среди этих критериев на первом месте находится уровень школьных достижений ученика. Результаты многосторонне обусловленного худшего (по отношению к возможностям) функционирования в школе некоторых одаренных учеников могут принять форму «синдрома неадекватных школьных достижений». Также существуют сложности в отношениях с учителем (это также относится к взаимодействию с родителями) или проявления таких свойств личности, которые затрудняют школьное функционирование (несмелость, отсутствие веры в себя, сниженная мотивация к науке).Следующим важным фактором, блокирующим развитие интеллектуального и творческого потенциала учеников в школе, является ограничение их автономии. Жесткий контроль учителя, значительная авторитарность и директивность его поведения не способствуют творческому развитию учеников. Учителя-«диктаторы» ослабляли активность многих учеников, снижали их инициативу, вызывали нетипичное для творческих людей поведение, например, работу под руководством, а также в группе усиливали у учеников тенденцию уступать директивному управлению. Проявлением нарушений в отношениях учителя с учеником также может быть отсутствие симпатии учителя к творчески способным ученикам, как к смелым, непослушным, имеющими склонность к агрессии.Огромную роль в этом процессе играют ранний воспитательный опыт, обращение с ребенком как с индивидуальностью, уважительное отношение к его взглядам и чувствам, подготовка его к совершению самостоятельного жизненного выбора, к выработке собственного стиля поведения, а также ощущения глубокого смысла своего существования. Динамизм этого процесса в большой степени зависит от семейных условий, а также от других воспитательных сред, например школы. Особенное значение качества стимулов (или тормозов) среды для развития одаренных и обладающих творческим потенциалом учеников вытекает из того, что они более чувствительны к влиянию среды. Обучая с детства снимать с себя путы ложных ограничений, можно более эффективно формировать будущих творцов, предоставляя им, возможность не медленной поступи, а скоростного подъема в творчество.
Смотрите также::
Эволюция представления о джентльменстве в английском обществе
Французский писатель Андре Моруа, знаток Англии, сказал, что: "Джентльмен, настоящий джентльмен, — это наиболее привлекательный тип в эволюции млекопитающих". В этой шутке есть большая доля истины. Действительно, трудно найти другой такой пример, как образ джентльмена, влияние которого ра ...
Выявление уровня развития творческих способностей детей в музыкальной
деятельности
Практическое изучение создания условий для развития музыкальных творческих способностей детей в семье проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1» г.Череповца. Изучались дети и их семьи в старшей группе № 4. Первоначально нам было необходимо определить уровень развития творческих ...
Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной
направленности старшеклассников
Выбор человеком для себя системы ценностей, норм морали, форм поведения, образа жизни и др. делает его развитой самостоятельной личностью. Понимание самоопределения обычно происходит в юности, хотя процесс начинается еще в подростковом возрасте и проявляет себя через опробование различных социальны ...