Анализ полученных данных по результатам формирующего эксперимента показал, что уровень знаний подростков по изучаемым блокам программы по сравнению с констатирующим экспериментом имеет тенденцию к повышению.
Из таблицы видно, что количество испытуемых, имеющих низкий уровень знаний, в экспериментальной группе снизился по всем основным изучаемым темам.
В экспериментальной группе улучшение уровня знания с низкого до более высокого произошло у 4 человек, в том числе один человек повысил знания по теме виктимного поведения, и 10 человек по теме службы помощи подросткам.
Третья задача опытно-экспериментальной работы состояла в определении уровня ответственности подростков. Применялась методика «Локус контроля».
При обработке результатов показатели локуса контроля от 1 до 3 баллов оценивались как – низкий уровень ответственности; от 4 до 6 баллов – средний уровень ответственности, от 7 до 10 баллов – высокий уровень ответственности.
Таблица 3. Уровень ответственности подростков (результаты констатирующего и формирующего эксперимента, чел.)
№ п/п |
Уровень ответственности |
Констатирующий |
Формирующий | ||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ | ||
1 |
высокий |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
средний |
6 |
5 |
9 |
5 |
3 |
низкий |
7 |
7 |
3 |
7 |
В контрольной группе изменений не произошло.
В экспериментальной группе основой эффект формирующего эксперимента сказался на понижении числа подростков, имеющих низкий уровень ответственности. Количество подростков по этому показателю сократилось с 7 (50%) до 3(21%) человек. Подавляющее большинство подростков, участвовавших в эксперименте (11 человек из 14) продемонстрировали по его окончанию среднюю и высокую степень ответственности. На этом основании, мы можем утверждать, что предлагаемая программа позволяет повысить ответственность подростков.
Четвертая задача опытно-экспериментальной работы состояла в определении уровня сформированности умений и навыков безопасного поведения в различных ситуациях.
Оценка навыков и умений подростков проводилась через количественно выраженный балл с помощью специально разработанных проблемных ситуаций по следующей бальной шкале: «1» балл ставили при правильном разрешении ситуации подростком; «0» баллов – при выполнении ситуации с подсказкой, при небольшом затруднении; «-1» - если разрешение ситуации оказалось невозможным для подростка.
Смотрите также::
Влияние среды на личность
Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия "личность". В каком соотношении находится это понятие с понятием "человек"? Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Че ...
Применение технологий арт-терапии в коррекционной педагогике
Особенно ценно положительное влияние арт-терапии на детей с проблемами в развитии. Еще Л.С. Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии не только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих ...
Характеристика основных речевых нарушений, встречающихся в младшем школьном
возрасте
Все случаи речевых расстройств, когда ребёнок с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает патологиями речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются речевыми нарушениями. Как правило, ребёнок с речевыми нару ...