Новое в педагогике » Использование модульно-рейтинговой технологии в обучении английскому языку » Контроль устных и письменных форм обучения английскому языку на среднем этапе

Контроль устных и письменных форм обучения английскому языку на среднем этапе

Страница 1

Проблема контроля и оценки качества обучения, определения степени сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, уровня владения видами речевой деятельности - одна из центральных проблем в методике обучения иностранным языкам. Контроль является важнейшим фактором в процессе обучения иностранным языкам. Он должен сопутствовать обучению на протяжении всего базового курса.

Понятие «контроль» используется в дидактике и помимо измерения чего-либо носит еще и обучающий характер. По Шаталову В.Ф., «cистематический контроль, имея обучающий характер призван предупреждать забывание знаний, угасание умений и навыков, регулирует учебную работу, вовремя помогает выявить пробелы в знаниях учащихся и работе учителя и устранить их». Он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языком.

В отечественной методике контроль рассматривается «как сложное диалектическое явление, отличающееся многофункциональностью». Процедура контроля представляет собой процесс сравнения, сличения объекта и эталона. В качестве эталона выступают Государственный образовательный стандарт по иностранным языкам, требования к базовому уровню владения иностранным языком как средством общения. Сличение, сравнение, установление совпадения или расхождения объекта и эталона обычно осуществляется с помощью критерия, на основании которого производится оценка объекта контроля. В качестве критериев могут быть выбраны успешность решения коммуникативной задачи, языковая правильность речевого высказывания и т.д.

Контроль следует рассматривать как измерение достижений, а не как подсчет ошибок. Контроль и оценивание результатов учебной деятельности учащихся должны выступать не как репрессивная мера, не как средство принуждения, не как источник возникновения противоборства между учителем и учеником, а как стимул к учению, как условие преодоления психологического барьера, как источник радости учебного труда. Контроль – это подсистема в рамках системы обучения в целом, реализующая присущие ей функции, имеющая собственный объект, свои методы. Однако контроль будет лишь тогда эффективен, если он способен выполнять свои функции в процессе обучения. В методической литературе выделяют целый ряд функций контроля.

Проверочная функция является наиболее важной и специфической. В ней реализуется проверка качества поставленных задач, т. е. достижения определенного уровня иноязычных умений и навыков усвоения определенной суммы знаний. Эта функция позволяет учителю управлять учебным процессом, действовать осмысленно и системно.

Оценочная функция несет в себе воспитательную нагрузку, в ней заложен стимул, под воздействием которого у учащихся формируется не только стремление, мотив познания, но и желание быть хорошим и не быть плохим.

Мотивационно-стимулирующая. Ее задачей является создание определенного эмоционального настроя на уроке, помогающего, в качестве подкрепления и стимула, каждому ученику видеть свои успехи, свое продвижение вперед.

Обучающая функция контроля сводится к тому, что содержание, приемы и методика контроля должны носить обучающий характер.

Корригирующая функция контроля направлена на выявление овладения учащимися новым материалом, знаниями, навыками, умениями, с целью улучшения этого владения и внесение изменений в методику коррегирования данного класса, уровнем обученности в конкретных видах речевой деятельности.

Диагностирующая функция состоит в выявлении уровня знаний, умений и навыков, привычных действий, оценке реального поведения. Суть данной функции проявляется в способности произвести диагностику обученности, определить существующий уровень владения учащимися иноязычными умениями и навыками на конкретном этапе обучения, обнаружив тем самым «успешность или неуспешность учения, и в зависимости от обнаруженных результатов строить дальнейшую обучающую деятельность».

Обобщающая функция заключается в том, что контроль позволяет выявить степень владения иноязычными речевыми умениями и навыками в конце изучения определенной темы или по истечении части учебного курса/года.

Управленческая функция. Контроль следует рассматривать не как самостоятельную проблему, а как часть другой – проблемы управления учением. Учитель должен обеспечить управление процессом овладения языковым материалом и речевыми умениями. Для того, чтобы контроль в овладении иноязычной культурой действительно стал инструментом педагогического воздействия, надо чтобы наблюдательность учителя сочеталась с должной требовательностью, доброжелательностью и основывалась на знаниях закономерностей процесса овладения иноязычной культурой.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Школа в Древнем Египте
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего ...

Недостатки императивного обучения
Традиционно сложившаяся система обучения может быть охарактеризована как императивная. В основе императивного подхода к обучению ребенка лежит «априорно предполагаемое положение о том, что без принуждения невозможно приобщить школьников к учению». Ребенок не стал бы учиться, если бы мы его не заста ...

Роль воспитателя в развитии у детей творческих способностей
Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косве ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru