Развивающая функция контроля заключается в том, что дает большие возможности для развития личности учащегося, формирования его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности.
Воспитательная функция. Контроль дисциплинирует учащихся, воспитывает у них чувство ответственности за свою работу, развивает умение быстрой концентрации усилий для решения умственной задачи, воспитывает сосредоточенность, умение мобилизовать внутренние резервы психики, приучает к систематическому учебному труду.
Требования к контролю:
регулярность проверки;
всесторонность проверки;
дифференцированный подход в проведении контроля (учет трудностей усвоения и овладения материалом);
объективность контроля;
соблюдение воспитательного воздействия оценки.
Отдельно хотелось бы выделить средства контроля, которые представляют собой учебные материалы и используются для проверки уровня владения языком. К их числу относятся раздаточный материал, фоно - и видеограммы.
Раздаточный материал - это карточки с заданиями, которые в ходе занятий используются для установления готовности учащихся к учебной деятельности и уровня владения пройденного материала.
Фонограммы используются для работы в лингафонном кабинете с индивидуальными средствами звукозаписи. Они дают возможность учащимся послушать образцовый текст, записать на плёнку свой голос и сравнить его с образцовым. Такая запись становится объектом самоконтроля и анализа со стороны преподавателя.
Видеограммы используются в виде учебных рисунков из учебника и специальных учебных пособий. Зрительный обзор служит опорой для выполнения речевого действия по предложенной программе (ответить на вопросы к рисунку или серии рисунков, описать содержание зрительного ряда и др.). Особую популярность в последнее время получили видеограммы, рассчитанные на работу с компьютером. Информация записывается на диск, а выполнение задания учащийся может оценить в баллах.
С развитием новых технологий особую новизну процедуре контроля придает использование компьютерных технологий, интерактивных досок, применяемые для решения различных тестовых заданий, кроссвордов, которые выведены на экран.
Для рационального использования контроля речевых умений и языковых навыков на среднем этапе обучения английскому языку, необходимо изучить основные виды и формы контроля.
Рассмотрим основные виды контроля.
В педагогической практике используются такие виды контроля, как предварительный, текущий, периодический, итоговый.
1. Предварительный контроль. Цель такого вида контроля заключается в том, чтобы установить исходный уровень овладения языком и присущие учащимся индивидуально-психологические качества, которые способствуют успешности обучения (память, внимание, интересы, общее развитие, склонности). Такой контроль обеспечивает дифференцированный подход к обучению и позволяет, во-первых, наметить стратегии обучения языку, а во-вторых, сформировать учебные группы с учетом уровня подготовки и психологического развития.
2. Текущий контроль - самый распространенный и наиболее эффективный вид контроля, когда речь идет о систематической контрольно-коррегирующей функции проверки. Такой вид контроля позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений. Такой контроль должен носить регулярный характер и быть направлен на проверку усвоения учащимися определенной части учебного материала.
3. Периодический контроль, его еще называют рубежный, спорадический, тематический, проводится с целью проверки овладения материалом большего объема, например, изученного за учебную четверть или за полугодие. Этот вид проверки может выявить общее состояние успеваемости учащихся.
4. Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. Такой контроль результатов учебной деятельности направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объёму материала (в конце семестра, учебного года). Особенность такого контроля заключается в его направленности на определение, прежде всего, уровня коммуникативной компетенции. Для этого используются специальные тесты, позволяющие с достаточной степенью объективности оценить результаты обученности каждого учащегося.
Обозначив виды контроля, обратимся к анализу форм контроля. Под формами контроля И.П. Подласый понимает «систему последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса».
Смотрите также::
Дидактические принципы математики
Общие положения Дидактические принципы – исходные положения теории обучения, выражающие основные закономерности процесса обучения. Они определяются целями обучения и воспитания, потребностями общественного развития, особенностями учебной деятельности учащихся различных возрастов. Дидактические прин ...
Особенности воспитания в Древней Индии
По мнению З.И. Васильевой, И.Н. Андреевой, Т.С. Буториной и др., жизнь человека представлялась индийцам непрерывной цепью "деяний", священнодействий. Вся жизнь индийца, в сущности, являлась завершенным циклом обрядов. Ритуал сопровождал зачатие ребенка, его рождение, первый вынос из дома, ...
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихс ...