Новое в педагогике » Развитие воображения старших дошкольников в продуктивных видах деятельности » Особенности воображения как психического процесса

Особенности воображения как психического процесса

Страница 1

По утверждению Белая А.Я., воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для того, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощать его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Такое умение в мыслях строить новые образы называетсявоображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Воображение – часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и работать с образами прошлого.

Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления.

Воображение отличается от восприятия двумя особенностями:

источником возникающих образов служит не внешний мир, а память;

оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии.

Выделяют следующие функции воображения:

представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами;

формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности;

участие в произвольной регуляции познавательных процессов(управление воспоминаниями);

регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.);

основа для творчества – как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство);

создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал);

продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ.

Принципы действия воображения впервые в истории философии наиболее глубоко и подробно были исследованы философами Кантом и Гегелем. Наиболее близко подошел к пониманию многих существенных особенностей воображения, Гегель. Автор отметил, что воображение может быть соотнесено с истоком познавательного процесса, «началом начал» (однако это еще не знание), может проявиться в способности субъекта устанавливать различного рода связи на всех этапах развития, наконец, выступать в качестве синтеза. С такого рода синтезом и выводом из разного рода фактов, исследованных в процессе познания, Гегель и связывает понятие истины. Следовательно, воображение как мыслительная способность причастно к познавательному итогу.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Характеристика нормальной осанки
Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. При определения осанки учитываются положение головы, пояса верхних конечностей, верхних и нижних конечностей, конфигурация позвоночного столба, угол наклона таза, форма грудной кл ...

Сравнение чисел
Сегодня мы продолжим изучать тему прошлого урока "Сравнение чисел". Но сначала проверим, как вы выполнили домашнее задание, которое я вам задавал на прошлом уроке. (номера 974, 978 (а, в, д, ж) и 985) Что у вас получились в номере 974. (проверка по цепочке). а) 0 < 3; б) 0 > - 5; в) ...

Лечебная физкультура при нарушениях осанки и сколиозе
Если во время осмотра детей врачом выявляются нарушения осанки и сколиоз, таким детям рекомендуется лечебная физкультура и массаж. Все упражнения и массаж проводятся с последующим обучением близких родственников. Одностороннее использование каких - либо средств редко дает желаемый результат. Лечебн ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru