Новое в педагогике » Развитие воображения старших дошкольников в продуктивных видах деятельности » Особенности воображения как психического процесса

Особенности воображения как психического процесса

Страница 1

По утверждению Белая А.Я., воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для того, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощать его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Такое умение в мыслях строить новые образы называетсявоображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Воображение – часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и работать с образами прошлого.

Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления.

Воображение отличается от восприятия двумя особенностями:

источником возникающих образов служит не внешний мир, а память;

оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии.

Выделяют следующие функции воображения:

представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами;

формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности;

участие в произвольной регуляции познавательных процессов(управление воспоминаниями);

регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.);

основа для творчества – как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство);

создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал);

продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ.

Принципы действия воображения впервые в истории философии наиболее глубоко и подробно были исследованы философами Кантом и Гегелем. Наиболее близко подошел к пониманию многих существенных особенностей воображения, Гегель. Автор отметил, что воображение может быть соотнесено с истоком познавательного процесса, «началом начал» (однако это еще не знание), может проявиться в способности субъекта устанавливать различного рода связи на всех этапах развития, наконец, выступать в качестве синтеза. С такого рода синтезом и выводом из разного рода фактов, исследованных в процессе познания, Гегель и связывает понятие истины. Следовательно, воображение как мыслительная способность причастно к познавательному итогу.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией
Методические рекомендации разработаны с учетом особенностей работы логопеда в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что в детском саду №12 "Ромашка" компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата сл ...

Тренажер, включающий модель, основанную на уравнениях баланса с коэффициентами, полученными из экспериментальных данных
Существенным шагом вперед в сфере построения моделей энергоблоков стало признание того факта, что модели должны напрямую строиться на основе физических законов, которыми определяется функционирование реального объекта. Прежде всего, это законы сохранения энергии (тепла), массы и количества движения ...

Содержание коррекционно-развивающей работы при раннем детском аутизме
Система помощи лицам с аутизмом начала впервые формироваться в США и Западной Европе в середине 60-х гг. Нужно, однако отметить, что первая в Европе школа для аутичных детей - Sotienskole – начала функционировать в Дании в 1920 году, когда ни в психиатрии, ни в специальной педагогике понятие «детск ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru