Новое в педагогике » Особенности внеклассной работы по анатомии, физиологии и гигиене человека » Внеклассное чтение

Внеклассное чтение

Страница 1

Работа с книгой связана со всеми формами учебно-педагогического процесса. Чтение особенно ярко выявляет индивидуальные склонности и интересы и требует работы учителя с отдельными учащимися.

Организация внеклассного чтения включает в себя следующие этапы:

- подбор и изучение научно-популярной литературы учителем;

- руководство внеклассным чтением учащихся;

- использование научно-популярной литературы на уроках.

Учащиеся 8 классов проявляют большой интерес к выдающимся деятелям науки, ярким страницам из истории науки. Они с увлечением читают об успехах науки, её перспективах. Опытные учителя обычно перед объяснением учебного материала рекомендуют книги и статьи, отражающие данные вопросы.

На уроке, учитель зачитывает отрывок из книги и, заинтересовавшим ученикам рекомендует её прочесть.

Краткая аннотация, показ книги, соображения учителя становятся стимулом для ознакомления с ней учащихся.

Рассказ ученика прочитанного материала, пробуждает желание других учащихся почерпнуть знания из книги.

Особенно следует поощрять дополнения к ответам, в которых используются сведения из научно-популярной литературы.

Обсуждение книг на уроке по его тематике может перерасти в широкую дискуссию, послужить темой для научной конференции.

Для 13 – 14-летних детей характерно увлечение определёнными видами спорта. Исходя из этого, учитель биологии совместно с учителем физического воспитания организует ознакомление учащихся со спортивно-физиологической литературой. Чтение, в свою очередь, пробуждает желание заниматься спортом.

Учитель должен хорошо ориентироваться в литературе по внеклассному чтению, чтобы умело организовать работу учащихся.

По тематике и основным вопросам содержания научно популярные книги по анатомии, физиологии и гигиене можно условно разделить на следующие группы:

- книги, посвящённые отдельным деятелям науки и великим научным открытиям;

- книги, излагающие вопросы медицины (борьба с болезнями, успехи медицины);

- книги по санитарному просвещению;

- книги, включающие общие анатомо-физиологические вопросы.

Много доступного и полезного для внеклассного чтения материала содержит журнал “Здоровье”, где много доступных учащимся анатомо-физиологических статей, отдельные статьи из журнала “Знание – сила”, “Наука и жизнь”,

Наряду с журналами можно использовать отдельные статьи, заметки, связанные по содержанию с рассматриваемыми вопросами. Из них создают альбомы, стенды: “Новости науки”, “Интересные факты”, “Знаешь ли ты”.

Учащиеся проявляют большой интерес к космической физиологии.

Материалы по всем вопросам можно также найти в Интернете.

Можно рекомендовать учащимся участвовать в форумах на интересующие темы, с последующим обсуждением в классе.

Групповое внеклассное занятие.

Основными формами групповых внеклассных занятий по анатомии, физиологии и гигиене человека являются физиологический кружок и кружок Красного Креста.

В обобщённом виде тематика кружковых занятий разработана в методической литературе и может быть представлена всевозможным образом. Необходимо планировать темы опытов и их порядок проведения в соответствии с уроком.

Стремление самим добывать научные знания очень типично для учащихся старших классов. В связи с этим необходимо предоставлять большую самостоятельность.

Можно использовать на занятии кружка следующие темы:

- изготовление препарата и изучение рыхлой соединительной ткани из фасции мышцы лягушки;

- изучение препарата эпителия кожи лягушки;

- рассмотрение поперечно-полосатой мышцы лягушки;

- приготовление и рассмотрение мазков крови лягушки и человека;

- изучение кровообращения в брыжейке и языке лягушки;

- наблюдение за влиянием фитонцидов на микроорганизмы (опыт с инфузориями);

- рассмотрение под микроскопом капли молока;

- изучение препаратов нервных клеток и нерва.

Из этого перечня видно, что для изучения предложен разнообразный физиологический и гистологический материал, интересный учащимся.

Другой пример работы физиологического кружка – постановка опытов по выработке условных рефлексов при постепенном усложнении. На каждом опыте предполагается серия опытов разных вариантов.

Можно предложить серию опытов по выработке двигательных рефлексов: у собаки на звук рожка; у рыб на бусинку, постукивание, цвет пинцета, на свет; у белых крыс на цвет домика.

Третьи вариантом могут быть опыты с применением фистульной методике на птицах. Кружковцам можно предложить ассистировать учителю при операции, стать активными участниками сложного хирургического метода наложения фистулы на желудок.

Эта робота знакомит учащихся с научными методами физиологического исследования.

На выбор определённого направления кружковой работы оказывают влияние личные интересы учителя, его подготовленность в той или иной области специальных знаний.

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Государственные, отраслевые стандарты образования и стандарты ВУЗ
Министерство образования и науки Украины вынесло на общественное обсуждение новую редакцию закона Украины "О высшем образовании". Законопроект подготовлен с целью приведения законодательства Украины в сфере высшего образования к требованиям Болонского процесса, к которому Украина присоеди ...

Авторы, которые занимались изучением этой проблемы
Воспитание не является делом только педагогов и общества, воспитание и обучение детей - это дело каждой семьи, что доказывают научные труды В.М. Бехтерева, П.П. Болонского, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, М.С. Лунина, А.Н. Острогорского, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, С.П. Шевырева и др ...

Виды эмоций
Значение собственно эмоций в эмоциональной жизни человека особенно велико. Оно состоит в следующем. Во-первых, они являются основой развития чувств. Чувство возникает и развивается путем обобщения эмоций, возникающих к объекту в разных ситуациях. Во-вторых, эмоции «запускают» то или иное настроение ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru