После завершения всего обследования составляется профиль структуры двигательного нарушения ребенка со стертой дизартрией.
1. Обследование кинестетического орального праксиса.
Процедура обследования.
Ребенку предлагается выполнить то или иное задание по словесной инструкции, используя зеркало и без него (зеркало закрывается шторкой).
1. Инструкция: «Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении…»
А – ?, И – ?, О – ?, У – ?
Инструкция: «Произнеси звуки [ть] и [т] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?»
Инструкция: «Произнеси [си] – [су], [ки] – [ку] и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?»
Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки [и], [ш] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?»
5. Инструкция: «Произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении – за верхними или за нижними зубами?»
Критерии оценки: 4 балла – правильный ответ; 3 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 2 балла – поиск артикуляции, ответ с единичными ошибками; 1 балл – неточный ответ, неточное выполнение задания; 0 баллов – отсутствие ответа.
2. Обследование кинетического орального праксиса
Процедура обследования.
Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить то или иное упражнение. Последовательность выполнения всех упражнений: «забор» – «окно» – «мост» – «парус» – «лопата», «вкусное варенье» и т.д. Для того чтобы оценить выполнение артикуляционного упражнения, ребенка просят удерживать органы артикуляции в нужном положении 5–7 секунд.
1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:
широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам – «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5–7 секунд.
2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:
язык «лопатой» – широкий, распластанный, не подвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5–7 секунд.
3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:
«вкусное варенье» – рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5–7 секунд)
4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:
«мост» – рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5–7 секунд).
5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:
«окно» – рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5–7 секунд).
Оценивается: точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим); длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость); симметричность; наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.
Критерии оценки: 4 балла – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 3 балла – замедленное и напряженное выполнение, быстрин истощаемость; 2 балла – время фиксации позы ограничено 1–3 секундами; 1 балл – выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезий, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения.
3. Обследование динамической координации артикуляционных движений.
Процедура обследования.
Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребёнку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4 – 5 раз.
Смотрите также::
Рекомендации
родителям по использованию занимательного материала дома
Одно из важнейших условий эффективности воспитательного процесса – формирование познавательного интереса. Познавательный интерес – это внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. В основе мотивации – эмоциональный фактор (нравится – не нравится) и во ...
Формирующий этап опытно- экспериментальной работы по теме
«Формирование коммуникативной компетенции письменной речи на среднем этапе
обучения немецкому языку»
Формирующий этап был основан на проведении системы уроков, направленных на формирование коммуникативной компетенции при обучении письменной речи. Данный этап предполагал наряду с использованием упражнений, предложенных автором учебника, применение дополнительных упражнений, направленных на формиров ...
Основы элементов детского актерского мастерства
Художник с детства должен уметь рисовать, музыкант с детства должен иметь слух, что же касается актёрских способностей, они есть у каждого, все дети играют. В известном смысле все люди - актёры. Хотя бы потому, что социальное положение человека неминуемо диктует ему формы его социального поведения. ...