Итоговой формой контроля предполагается выполнение учащимися своего исследования, самостоятельное написание исследовательской работы, реферата, проекта и последующее выступление учащихся на научно-практических конференциях различных уровней.
По окончании изучения курса учащиеся должны знать: виды различных исследовательских работ; структуру научно-исследовательской работы; методы научного исследования; уметь: самостоятельно работать с различными источниками информации; самостоятельно обосновывать актуальность выбранной темы; самостоятельно составлять индивидуальный рабочий план; библиографический список, тезисы к работе и т.д.
При составлении программы были использованы рекомендации А. И. Савенкова, А. В. Масленниковой.
Программа курса состоит из следующих разделов.
Раздел 1. Введение в самостоятельную деятельность (2 ч.)
Цели, задачи, содержание элективного курса. Самостоятельная деятельность. Основные виды самостоятельных работ по русскому языку и литературе: доклад, тезисы, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект, учебно-исследовательская работа.
Раздел 2. Этапы самостоятельной деятельности (20 ч.)
Основные этапы. Основные понятия самостоятельной работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.
Выбор темы самостоятельной работы. Принципы выбора темы и обоснование ее актуальности.
Актуальные вопросы современного языкознания. Социолингвистика. Социолингвистическое исследование. Возможные темы лингвистических исследований.
Формулирование гипотезы исследования. Постановка цели и задач исследования.
Работа с источниками информации. Виды информации: обзорная, реферативная, справочная и др. Источники информации: книги, периодические издания, электронные ресурсы и др. Популярные и справочные издания по лингвистике. Электронные библиотеки, их возможности в проведении исследования. Специализированные филологические сайты. Возможности использования Интернет-технологий в исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа с научной литературой. Принципы составления библиографии. Правила оформления ссылок и списка литературы. Способы обработки полученной информации.
Методы исследования. Методы самостоятельного исследования (теоретические и эмпирические). Эксперимент и наблюдение, их отличие. Методы лингвистического исследования. Описательный метод. Сравнительно-исторический метод. Экспериментальные методы. Лингвистический анализ текста. Методы сбора языкового материала.
Проведение самостоятельного исследования по выбранной теме.
Раздел 3. Оформление работы (5 ч.)
Структура научно-исследовательской работы. Текст как продукт исследовательской работы. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.
Введение: аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследования, формулирование цели, задач, объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов исследования. Основная часть: описание этапов и процесса исследования. Каждая глава сопровождается выводами по главе. Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования.
Требования к оформлению научных работ.
Раздел 4. Подготовка к защите самостоятельной работы (7 ч.)
Критерии оценки исследовательской работы. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Аннотация. Защита учебно-исследовательских работ: алгоритм проведения защиты. Доклад – форма публичного выступления. Правила публичного выступления. Структура научного доклада.
Смотрите также::
Анализ результатов и эффективность работы
учителей по использованию инновационных педагогических технологий на уроках
Нами был проведён опрос среди педагогов школы №7 г. Волковыска. Учителям был задан вопрос: какие инновационные педагогические технологии вы чаще всего используете на уроках математики: Игровые технологии Технология проблемного обучения Технология «Шаг за шагом» Технология модульного обучения Технол ...
Предмет и понятие педагогики
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт и, в-третьих, передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обог ...
Отметка в социальной жизни ребенка
В процессе учебно-воспитательной работы постепенно формируется класс- первичный детский коллектив. Но это длительный процесс, поначалу же класс представляет собой группу малознакомых между собой детей, не имеющих опыта общения друг с другом. Постепенно дети знакомятся друг с другом, но их знакомств ...