Новое в педагогике » Подвижная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников » Теории развития эмоций

Теории развития эмоций

Страница 1

Рассмотрим разные теоретические подходы к проблеме возникновения и развития эмоций у человека. «Чистых» теорий эмоций, которые не затрачивали бы другие, связанные с ним вопросы, на самом деле не существует. Это связано с тем, что эмоции, как психическое явление, очень трудно отделить от процессов, происходящих в организме человека.

Основоположником теорий эмоций стал Чарльз Дарвин. В 1872 году он опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных». Наблюдение за эмоциональным состоянием человека и животного легли в основу самой первой теории эмоций. Теория Ч. Дарвина получила название эволюционной, так как согласно теории, эмоции появились в процессе развития живых существ.

Идеи Ч. Дарвина были развиты в другой теории, авторами которой являлись У. Джелис и Ланге. Они считали, что именно телесные изменения являются первопричинами эмоций, доказывая это тем, что сначала под действием какой либо ситуации из внешнего мира, происходят изменения в организме и только потом, как следствие этих изменений возникает сама эмоция.

Оппонентом теории эмоций У. Джелиса и К. Ланге стал У. Кеннон. У. Кеннон считал, что человеческие внутренние органы – это малочувствительные структуры, следовательно, они медленно проходят в состояние возбуждения, тогда как сами эмоции возникают и развиваются очень быстро.

Позднее на основе теорий Джелиса – Ланге и Кеннон – Барда возникла активационная теория Линдсея – Хебба. Согласно данной теории головной мозг и эмоции тесно связаны друг с другом, эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в структурах центральной нервной системы. Существует еще одно из направлений в развитии теории эмоций. Это роль когнитивно – психологических факторов в развитии эмоциональных процессов и состояний. На данном основании появляются новые концепции. Одной из первых таких теорий стала теория когнитивного – диссонанса Л. Фестингера. Согласно этой теории положительные эмоциональные переживания возникают у человека, когда его ожидания подтверждаются, когда человек достигает намеченного результата. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожиданием и реальными результатами деятельности имеется несоответствие или диссонанс. Это состояние когнитивного диссонанса переживается человеком, как дискомфорт. Л. Фестингер рассматривал эмоции как основной мотив действий и поступков.

У психологов, также как у философов до сих пор нет единого взгляда на место эмоций в жизни и делах человека. Например, большинство исследователей поведения склонны согласиться с мнением Мерфи, что «ничто не враждебно и ничто не приобретено». Они считают, что любой, в сущности, ответ или поведенческий комплекс, требует некоторой практики или опыта. Психолог З. Фрейд разработал теорию аффектов. Ядром концепции является фрейдовская теория инстинктивных влечений.

В своих ранних работах Фрейд считал, что аффект или эмоции лишь побудительная сила в психической жизни. А в более поздних работах он утверждал, что аффект или эмоция всего лишь дают толчок фантазиям и желаниям. Таким образом, в психической жизни любого человека кроме «истинных» эмоций – ярость, страх, радость и другие, существует целая иерархия эмоциональных явлений. Из отечественных ученых, работающих над проблемами эмоций, мы считаем необходимым выделить физиолога П.В. Симонова. Его концепция была отнесена к разряду когнивистских. Ей было дано специальное название информационная. Симонов определил эмоцию как взаимодействие потребности и возможности достижения цели.

Советский философ Т.Х. Шингарев определил эмоции как «психофизиологический механизм», при помощи которого на психическом уровне отражение действительности под влиянием внешних воздействий изменяется внутренняя среда организма. Шингарев считает, что эмоции это «язык» при помощи которого связываются отдельные звенья целостного отражения действительности. Психолог Платонов К.К. отличал, что эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления относятся к потребностям человека как организма.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов. Устная речь предполагает наличие голоса, и уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Крик является пе ...

Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
В этом параграфе мы рассмотрим проведенный констатирующий эксперимент, цели, задачи и методы эксперимента. С целью анализа и характеристики состояния уровня компьютерной зависимости был проведен констатирующий эксперимент, который проводился в экспериментальных классах, в 7, 9 и 11 классе, где 75 ч ...

Воображение и формирование ребенка как личности
Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воо ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.edumask.ru